А какова же роль интуиции в познании. Интуиция и её роль в познании Роль сна и интуиции в научном познании

Интуиция означает то же самое, что и непосредственное созерцание, знание, полученное в ходе практического или духовного освоения объекта, наглядное представление. В различных философских учениях способность непосредственно и целостно познавать объект понимается по-разному.

Например, некоторые эстетики и философы- идеалисты видят в интуиции нечто противоположное интеллекту, который якобы способен проникать в сущность вещей. В этом случае интуиция – некое озарение, «высочайшее откровение», родственное религиозной вере, или же бессознательное постижение природы предметов, основанное на инстинкте.

Многие мыслители, рассматривающие подобным образом интуицию, признают существование особой мистической реальности (например, бога), которая может быть познана только с помощью этой интуиции. По-другому оценивают интуицию те философы, (Локк, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) которые хотя и отличают ее от дискурсивного мышления (т.е. знания опосредованного, основанного на логическом выведении одного понятия из другого), но не противопоставляют их друг другу. Согласно взглядам рационалистов (например, Декарта), созерцание предмета посредством органов чувств, то что иногда называют чувственной интуицией, не дает нам ни достоверного, ни всеобщего знания. Такое знание достигается только с помощью рассудка и интеллектуальной интуиции. По последней Декарт понимает высшую форму познания, когда разуму непосредственно, без помощи рассуждения, доказательства становится ясной истинность того или иного положения, идея (например, если две величина равны третьей, то они равны между собой). Однако интуативно-истинными Декарт считал идеи, которые носят врожденный характер (врожденные идеи). Сенсуалист Локк, также признававший интеллектуальный характер интуиции, говорил, что подобные идеи берутся из опыта. Но ни Декарт, ни Локк не ставили глубоко вопроса о связи интуитивного (непосредственного) и понятийного (опосредствованного) знания. Плодотворные мысли о соотношении этих различных сторон единого процесса познания высказал Гегель. Марксистская философия признает, что научное познание не сводится к одному логическому, понятийному мышлению, что в науке большую роль играет чувственная и интеллектуальная (восприятие, творческое воображение, способность к синтезу, оценка и т.д.). Оба вида познания тесно связаны между собой. В отличие от идеалистической диалектики Гегеля, который усматривал источник этой связи в природе самого сознания, материалистическая диалектика (учитывая данные психологии и естествознания) выводит и исследует ее на основе анализа материально-практической, предметной деятельности человечества. Каким бы путем ни было получено то или иное положение, его достоверность доказывается практической проверкой. Например, истинность многих аксиом математики и правил логики интуитивно усматривается не в силу их врожденного характера, а потому, что миллиарды раз проверялись на практике, они приобрели для человека «прочность предрассудка».

Помимо научной можно выделить другие типы рациональности (философская, религиозная, художественная), соответствующие иным видам знания. Отождествление рациональности с научностью, а научности, в свою очередь, со строгими логическими процедурами приводит к противоречивому пониманию самой науки. Ошибочно сводить рациональность к автоматическому следованию логическим правилам. Логичность – один из вариантов рациональной нормативности. Нормы рациональности подразделяются на три большие группы:

Эпистемические: логические законы и правила, принципы научной онтологии.

Деятельностные: целесообразность, эффективность, оптимальность, экономичность и т.п.;

Нравственные: принятые в данном обществе представления о добре, красоте и т.п.

Таким образом, в качестве предпосылок рациональности выступают не просто содержательные, но внерациональные факторы: исторические идеалы, мировоззренческие принципы т.п. Однако отсутствие единого логического критерия рациональности, многообразие и историческая изменчивость типов рациональности не означают отсутствия самой рациональности как особого типа постижения мира и отношения к нему. Возможность догматизации заложена в самой природе рационального сознания. Дело в том, что рациональное сознание создает теоретический мир – мир идеальных конструкций, который может отчуждаться от человека. Исходя из этого принято различать открытую и закрытую рациональность, что соответствует традиционному различению рассудка и разума. По Канту, рассудок - это способность субъекта составлять суждения и действовать в рамках заданных правил. Разум - это способность субъекта создавать правила и принципы познания. Разум ставит цели рассудку и представляет собой высшую творческую способность человека. Как считает И. Кант, нельзя судить о мире с помощью одного только рассудка, он бессилен в сфере свободы, хотя вполне адекватен в мире необходимости. Побуждаемый идеями разума, рассудок стремится выйти за пределы возможного опыта и впадает в иллюзии. Для того чтобы судить о вещах-самих-по-себе, возможностей рассудка оказывается недостаточно.

Рассудок – своего рода «духовный автомат», которому присуща тенденция к упрощению и схематизации. Позитивными функциями рассудка являются классификация, систематизация знаний и с помощью этого адаптация человека к привычным ситуациям. Разум же, соотносимый с открытой рациональностью, по природе антидогматичен, представляет собой творческую, конструктивную мысль, рефлексию по поводу заданных правил, формирование новых правил и норм. Разум с этой точки зрения выходит за пределы наличного опыта, его функцией является порождение новых знаний.



При таком понимании философия оказывается сопоставимой с открытой рациональностью, понимаемой как рефлексивность. Открытая рациональность предполагает самокритичность и плюрализм, равноправие различных позиций как внутри философии, так в других сферах культуры. Также различают классическую, неклассическую и постнеклассическую формы рациональности. Классическая рациональность связана с такими способами постижения действительности, при которых субъект полностью исключается из системы познания. Неклассическая рациональность характеризуется осознанием неустранимого влияния познавательных средств на объект и процесс исследования. Постнеклассическая рациональность связана с осознанием неразрывной связи между ценностно-смысловыми структурами сознания познающего субъекта и характером его познавательной активности.

Помимо выделения различных типов научной рациональности, современная философия говорит и о ее вненаучных формах. Под творческой разумностью имеется в виду способность к свободному практическому действию, к порождению нового в обыденной жизни, искусстве, науке и философии. Классическая научная рациональность – лишь одна из возможностей реализации разума. Постклассическая философия продемонстрировала, что разум покоится на не-разуме, логика на не-логике, что разум – лишь средство существования философии, но не ее единственная цель.

не имеет ничего общего с законами логики. Логическое мышление основано на сборе информации, анализе фактов, установлении причинно-следственной связи между ними и формулировании выводов. Интуиция же подсказывает готовый ответ, появляющийся как бы «неизвестно откуда».



«Первая мысль - самая правильная». Это положение давно стало непререкаемой народной мудростью, вошедшей в поговорки и пословицы. Эта «самая правильная первая мысль» на самом деле - проблеск интуиции, указывающий верное направление.

То, что народ давно усвоил эмпирическим путем и принял, что называется, на вооружение, в последнее время начинает подтверждаться научными экспериментами.

Установлено, что люди, обладающие развитой интуицией, способны быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях и мгновенно принимать безошибочные решения.

В некоторых экспериментах группам испытуемых предлагали выполнить самые различные задания - с числами, словами, картинками, - каждое из которых содержало какой-то пробел в информации. Испытуемым надо было «восстановить» этот пробел. Результаты показали, что те, кто шел «логическим» путем, неизменно терпели крах. Некоторые пытались решить задание «методом тыка», наугад. И только немногие приходили к правильному результату с помощью интуиции!

Ученые связывают интуитивное мышление с работой правого полушария мозга. Это должно указывать на то, что левши (правое полушарие мозга «заведует» левой стороной тела, и наоборот) должны иметь лучше развитую интуицию. И действительно! В многочисленных тестах на интуицию левши всегда показывают лучшие результаты, чем «правостороннее» большинство.

Еще до недавнего времени «левшизм» считался дефектом, который пытались исправить с помощью медицины, а детей - юных левшей - всерьез «воспитывали» в «правосторонних» традициях: родители переживали, что у них растут «дефективные» дети.

Между тем великий Леонардо да Винчи был левшой, и это не помешало ему написать «Джоконду».

Мы же, однако, живем в цивилизации «правосторонней». К правой руке приспособлены все окружающие нас предметы. Система обучения и воспитания призвана с детства развивать у нас левую половину мозга - то есть логику, рациональное мышление.

«Только без домыслов, просим опираться на данные» - эта сухая фраза, своего рода лозунг «правосторонней» цивилизации, рефреном звучит по жизни. А интуитивное мышление отодвигается на задворки сознания...

Почему так получилось? Ведь природа человека содержит как рациональное, так и духовное начало. И метод духовного познания, развивать который призывают все религии мира, и называется интуицией, а рациональное мышление - это чистой воды материализм, способ существования в «мире сем». Никто не отрицает его необходимость. Но все же «царствие Мое не от мира сего...» Помните, чьи это слова?

Интуиция и ее роль в познании , стоит неизмеримо выше логики, выше рационального мышления. Но, увы, вековая работа по изгнанию духовного начала из жизни человечества привела к тому, что рационализм возобладал в общественном сознании и стал единственным официальным методом познания. С этого времени человеческая цивилизация зашла в тот тупик, в котором пребывает и поныне.

Проблемы рационалистической цивилизации столь вопиющи, а разлад в умах, вызванный ими, столь велик, что многие всерьез считают, что единственным исходом из этого тупика станет пресловутый «конец света».

Эти страхи легко объяснимы: понятно, что однобокое, «правостороннее», развитие гармоничным не является и в конце концов ведет к перекосу во всем - в умах, в душах, в сердцах, в массовом поведении, в мировоззрении.

Третье тысячелетие, очевидно, многократно усложнит задачи, стоящие перед человечеством, и потребует привлечения новых сил для их разрешения. Ясно, что с рационализмом, возведенным в культ, эти задачи не решить. К счастью, в последнее время стали признавать тот факт, что дальнейшее развитие человечества невозможно без гармоничного развития всех заложенных в человеке творческих возможностей.

Посудите сами: ведь человек - удивительно симметричное создание. Нормально ли это, когда в активном созидании фактически участвует только правая его половина?

7.Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Талант - определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта , формируя навык.

Гений - многозначный термин:

· Гений - в римской мифологии духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности.

· Гений места - дух-покровитель того или иного конкретного места (деревни, горы, отдельного дерева).

· Гений - человек с чрезвычайно выдающимися способностями.

Интуи́ция (позднелат. intuitio - «созерцание», от глагола intueor - пристально смотрю) - непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.

  1. Введение

  2. Понятие интуиции

  3. Интуиция в истории философии

  4. Роль интуиции в познании

  5. Заключение

Введение

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций.

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Именно поэтому, выбранная мной тема, кажется мне актуальной.

Интуиция в истории философии

Вплоть до XVIII – XIX веков интуиция, ее природа и механизмы являются предметом исключительно философского (дискурсивного, рассуждающего) исследования. В конце XIX века феномен интуиции начинает проникать в область интересов психологов, и, в соответствии с общим направлением развития психологии в этот период, в их подходе к интуиции просматривается стремление найти пути её экспериментального моделирования и изучения. Вместе с тем конкретно-психологические исследования интуиции весьма малочисленны, в первой половине XX века проводятся эпизодически, более оживляются после 60-х годов, на рубеже XX и XXI веков становятся заметными на фоне общей психологической проблематики. Однако и в настоящее время число психологических диссертаций, посвященных интуиции, уступает числу философских диссертаций на ту же тему.

Можно выделить два глобальных периода в развитии представлений об интуиции:

1. Философский, от VI в. до н.э. до середины XIX века.

2. Период конкретно – психологического анализа интуиции на основе объективно–экспериментального метода.

Одновременно развивается духовно-религиозное направление в понимании интуиции, рассматривающее ее как механизм веры.

Философский период . Длительная история развития философских представлений об интуиции и в начале XXI века не позволяет констатировать единства взглядов на проблему. Весьма примечательно, что именно на рубеже XX – XXI веков усиливается стремление философов к пониманию феномена интуиции, свидетельством чего может служить «всплеск» посвященных его анализу диссертационных исследований.

Корни философского понимания интуиции усматриваются во взглядах великих философов античности и средневековья - Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

Теснейшая связь средневековой философии с религией приводит к тому, что интуиция начинает рассматриваться как способ божественного созерцания и озарения в целях непосредственного слияния с Богом.

Феномен интуиции подробно обсуждается представителем раннехристианской философии Августином Блаженным (350 – 430). В своей гносеологии (теории познания) Августин – иррационалист: душа человека – хранилище достоверных и истинных знаний, ибо открываются они человеку через откровение. Однако Истина открывается только при условии активности души. Главный источник знаний – Откровение, вера выше разума: «Верь, чтобы знать».

В определенной степени новое понимание интуиции в идее о существовании двух знаний представлены у выдающегося представителя схоластов позднего средневековья Фомы Аквинского (1225 – 1274). Фома Аквинский пытался противостоять нарождающемуся стремлению к опытному изучению и объяснению природы. По Аквинскому, душа не только разумна, но и сознательна. Однако существует и иной тип познания – через благодать, открывающую человеку божественные тайны, которые «не могут быть доказаны силой человеческого ума».

Развитие представлений об интуиции в период средневековья формировалось в связи с вопросами теологическими – веры и Божественного Откровения. Интуиция – не вид мышления, а особое переживание, по сути экстатическое, условие и способ общения с Богом. Открывающееся эмпирически переживание интуиции как непосредственного знания становится обоснованием веры. Вместе с тем религиозно-философские учения вводят в анализ феномена интуиции новые аспекты и характеристики:

1.интуиция как способность души к самопознанию и, в результате, к самооткровению духа

2.интуиция как интеллектуальная способность, имеющая божественную природу, создающая общие понятия

3.интуиция как интенциональность – функция сознания, придающая процессу познания определенную направленность

4.интуиция как способ приобретения внутреннего опыта.

Заметим, что сам феномен интуиции понимается как особое переживание, в котором человеку прямо и непосредственно открывается нечто, приходит озарение.

В XVII – XVIII веках феномен интуиции впервые становится предметом специального (по-прежнему – философского) анализа и рассматривается в связи с познанием не Бога, а мира, в гносеологическом аспекте.

Рене Декарт (1596 – 1650) в своем стремлении найти новые точные и прочные основания наук продолжает в определенном смысле традицию Аристотеля, в соответствии с которой интуиция понимается как вид мышления.

В соответствии с воззрениями Р. Декарта, сознание есть внутренний мир, открывающийся непосредственному наблюдению самого человека. При этом познаваемость и осознанность выступают атрибутами психического.

Декарт считает, что математические аксиомы и ряд наиболее общих понятий имеют непосредственную, априорную – интуитивную данность уму. Непосредственное интуитивное знание, по Декарту, наиболее достоверно, гарантии его точности и достоверности – в природе человеческого мышления, а высшая, самая достоверная интуиция – самоочевидный и неоспоримый принцип ясной науки.

Рационалистическое понимание интуиции Декарта развивают Бенедикт Спиноза (163 – 1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716).

Таким образом, представители рационализма в философии, рассматривая интуицию как важнейшую составляющую процесса познания и высшую рациональную способность, во многом определили дальнейшее формирование взглядов на проблему интуиции, как в философии, так и в психологии.

К анализу феномена интуиции обращаются и представители немецкой классической философии от Иммануила Канта до Г. Фихте и Ф. Шеллинга.

Кант утверждает, что всякое всеобщее теоретическое знание априорно, не может быть результатом простого эмпирического обобщения, оно доопытно и внеопытно. Интуиция проявляется как представления, которые человеком созерцаются непосредственно − то, что познавательная способность человека «добавляет» к тому, что воспринимается, «задает» форму. Только созерцанию (интуиции) доступен целостный охват предметов. Интуиции открывается также внутренний мир, созерцание душой себя и своих состояний.

В противоположность Канту и Г. Фихте и Ф. Шеллинг подчеркивают интеллектуальный характер интуиции как непосредственного бессознательного созерцания.

В английской эмпирической психологии, продолжающей традиции дискурсивного анализа психических феноменов, для интуиции не находится места: интуиция понималась как метафизическая категория, не подлежащая психологическому анализу.

Понятие интуиции

Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности.

Когда мы не знаем точно, какой из механизмов сыграл свою роль, когда не помним посылок или не отдаем себе ясного отчета в последовательности процессов логического вывода умозаключений, или если мы не были достаточно систематичны и строги, мы склонны говорить, что все это было делом интуиции.

Философы определяют интуицию как непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri - пристально, внимательно смотреть) истины.

В зависимости от сферы применения различают интуицию в повседневной жизни ("здравый смысл"), в науке, философии, искусстве (художественная интуиция), в изобретательской деятельности (техническая интуиция), профессиональную интуицию (врачей, следователей, педагогов и др.).

Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля ("чувственная интуиция")) и интеллекта, логического мышления ("интеллектуальная интуиция").

Рассмотрим классификацию форм интуиции, предложенную Марио Бунге. Бунге различает прежде всего чувственную и интеллектуальную интуиции.

Чувственная интуиция имеет следующие формы:

1. Интуиция как восприятие.

  • Интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.

  • Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.

  • Способность интерпретации.

2. Интуиция как воображение.

  • Способность представления или геометрическая интуиция.

  • Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.

  • Творческое воображение.

Интеллектуальную интуицию (интуицию как разум) Бунге классифицирует следующим образом:

1. Интуиция как разум.

  • Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.

  • Способность к синтезу или обобщенное восприятие.

  • Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

2. Интуиция как оценка.

  • Здравое суждение, фронезис (практическая мудрость), проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.

  • Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.

Классификация, проведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.

А.С. Кармин и Е.П. Хайкин в своей книге «Творческая интуиция в науке» предлагают деление интуиции на две формы: "эйдетическую" и "концептуальную". Оно отличается от подразделения на чувственную и интеллектуальную более узким и более строгим пониманием гносеологического содержания разных видов интуиции.

Концептуальная интуиция – процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.

Эйдетическая интуиция – построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий.

Оба эти подразделения – различные формы научной интуиции, т.е. различные формы взаимодействия чувственного и логического познания.

Деление интуиции на эйдетическую и концептуальную позволяет исследовать ее специфику в сравнении с известными формами чувственного и логического познания.

Вариант классификации, предложенный Карминным и Хайкиным, предназначен специально для гносеологического анализа и представляет собой не условное разделение, а своего рода рабочую схему исследования, освобожденного от необходимости феноменологического описания таинственных интуитивных эффектов.

Опираясь на эту схему, можно не просто констатировать факт существования интуиции как формы познавательного процесса, но перейти к анализу ее действительных проявлений в сфере научного познания.

Роль интуиции в познании

Под интуитивным познанием понимается сфера познания, где процесс накопления и преобразования знания осуществляется посредством различных форм интуиции, действующих на уровне неосознанного взаимодействия чувственного и логического познания. При этом необходимо отметить, что интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах. Их разделение принципиально: оно приводит к противоречивости и многозначности трактовок интуиции.

Во-первых, интуиция – это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.

Во-вторых, интуиция – это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, результаты которого могут выступать как определенного рода знание, именуемое "интуитивным знанием" и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.

Первое определение относится к анализу интуиции как некоего психологического феномена. Второе – к гносеологическому анализу.

Итак, интуиция – это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания.

Гносеологические функции интуиции заключаются в своеобразной комбинаторике наличных знаний с данными скрытого от самого субъекта, но уже имеющимися у него знаниями и последующей трансформацией полученного нового знания в статус научного. Таким образом, действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат – интуитивное знание является важным компонентом процесса получения нового научного знания.

Гносеологический анализ интуитивной формы познавательного процесса предполагает выяснение соотношения между знанием, имеющимся к началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта, а также выявление сущности гносеологического механизма, с помощью которого совершается преобразование "старого" (исходного) знания в новое.

Итак, место интуиции в научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического познания. Здесь и проявляется действие интуиции как процесса. Это взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием. Правомерность выделения такого рода познания, равно как чувственного и логического, обусловлена всей историей человеческого познания.

Интуитивное познание – это важная сфера человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания.

По мнению В.Р.Ириной и А.А.Новикова, к числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:

  • Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.

  • Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством прямого логического вывода.

  • Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).

  • Внезапность и неожиданность полученного результата.

  • Непосредственная очевидность результата.

  • Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.

  • Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.

  • Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе строго логично и основано на предшествующем чувственном опыте. Гносеологические функции этих процессов – осуществлять взаимодействие чувственного и логического познания.

Цель всякого рода познания – это получение и преобразование знания. Как известно, существует четыре типа преобразования знания.

  1. От одних чувственных образов к другим чувственным образам (чувственное познание).

  2. От одних понятий к другим понятиям (логическое познание).

  3. От наглядных образов к новому понятию (взаимодействие чувственного и логического).

От понятий к новым чувственно-наглядным образам (взаимодействие логического и чувственного).

3 и 4 типы преобразования, таким образом, относятся к выделенной сфере интуитивного познания.

Процесс получения интуитивного знания состоит из сложнейших комбинаций с чувственно-наглядными образами. К видам чувственных образов, между которыми совершается комбинирование, можно отнести следующие две группы образов: чувственно-наглядные (непосредственное восприятие, наглядное представление); понятийные (мысленное воспроизведение ранее полученных понятий, мысленное воспроизведение наиболее общих свойств и существенных сторон связей и отношений объективного мира, недоступных непосредственно органам чувств).

Научное познание любого рода всегда имеет своей конечной целью получение нового понятия, т.е. нового знания. Всякое научное понятие есть в конечном счете синтез совокупности чувственных образов.

Итак, взаимодействие чувственного и логического, осуществляемое благодаря интуиции, заключается в своеобразном комбинировании чувственных образов на основе какого-то исходного понятия. В результате получается новое понятие об объекте, новое знание о его сущности, а не только о формах проявления.

Загадочна быстрота, с какой действует интуиция. А. А. Налчаджян приводит весьма убедительные доводы в подтверждение того положения, что после прекращения сознательного анализа научной проблемы процесс ее решения продолжается в подсознательной сфере, что соответствующие электрофизиологические процессы также не прекращаются, а преобразуются, продолжают протекать, но лишь с измененными характеристиками.

При такой форме мышления значительно ускоряется мыслительный процесс. Наблюдается удивительное явление: возможность переработки на бессознательном уровне 109 бит информации в секунду, а на сознательном только 102. Все это является важной предпосылкой для развертывания быстрых мыслительных процессов, для оперирования огромной по своему объему «чистой» информацией в подсознательной (бессознательной) сфере. Подсознание способно проводить за короткое время огромную работу, которая не под силу сознанию за тот же короткий срок.

Взаимосвязь целого и части, системы и элемента также внедряется в сознание и бессознательную сферу человеческой психики в форме определенной схемы или структуры (в самом общем виде), облекаясь в психологическую установку на достижение гармоничности и совершенства. Стремление к гармонии и красоте, осуществляемое на подсознательном уровне, может послужить фактором, оказывающим решающее влияние на выбор из множества вариантов в пользу более совершенного.

Индивидуальное познание своеобразно, как специфична и интуитивная способность каждого человека, его жизненная уникальность; но через всю эту специфичность проявляет свое действие, общественная природа человеческой личности.

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:

  1. основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

  2. поисковая ситуация, состояние проблемности;

  3. действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

  4. наличие «подсказки».

Последний момент в некоторых случаях явно не обнаруживается. Но значительное число открытий или изобретений, как показывает история науки и техники, связана с действием «подсказки», которая служит «пусковым механизмом» для интуиции.

Успех интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сохранить увлеченность проблемой, не признать ее нерешаемой. Подсказка оказывается решающей в освобождении от стандартных, шаблонных ходов мысли. Конкретная форма подсказки, те конкретные предметы и явления, которые при этом используются, являются несущественным обстоятельством. Важен ее общий смысл. Замысел подсказки должен быть воплощен в каких-то конкретных явлениях, но в каких именно – это не будет решающим фактором.

Заключение

Интуиция предстает в познании как процесс и как результат. Гносеологический анализ интуиции как процесса сводится к анализу действия ее различных форм в познавательной деятельности человека. Как результат интуиция выступает в форме "интуитивного знания".

Рассмотрение вопроса о возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственному, ни к абстрактному познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.

Следует, однако, помнить, что, как бы ни была велика сила воображения и интуитивного озарения, они никак не противостоят сознательным и рациональным актам в познании и творчестве. Все эти сущностные духовные силы человека действуют в единстве, и лишь в каждом конкретном акте творчества может преобладать то одно, то другое.

Список литературы

    Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1964

Познание человеком мира начинается из чувствительного контакта с миром, из «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувствительное отображение действительности в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отображение отдельных свойств предметов и явлений вследствие их непосредственного влияния на органы чувства человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но, будучи результатом непосредственного влияния лишь отдельных свойств и сторон объектов, ощущение хотя и является источником познания, дает не целостную характеристику действительности, а лишь одностороннюю ее картину.

Более сложной формой отображения являются восприятия.

Восприятие - это чувствительное отображение предметов и явлений действительности в совокупности присущих им свойств, при непосредственном действии их на органы чувства человека. Это качественно новая форма чувствительного отображения ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру объектов, а регулятивная - направляет практическую деятельность субъекта согласно этим свойствам объектов.

Представление - это чувствительный образ, форма чувствительного отображения, которая воссоздает свойству действительности за отраженными в памяти по следам предметов, которые раньше воспринимались субъектом.

Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, опосредствованного, существенного и системного воспроизведения действительности и решение проблем ее творческого превращение в таких логических формах, как понятие, суждение, умозаключения, категории.

Понятие - это форма рационального познания, в которой отображается сущность объекта и дается его всестороннее объяснение.

Суждение - это такая логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания. В суждениях выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определение.

Умозаключение - это такой логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основе закономерных, существенных и необходимых связей выводит новое суждение, которое своим содержанием имеет новое знание о Действительности. Умозаключения делятся на такие виды: индуктивные - движение мысли от суждений менее общего характера к более общему; дедуктивные - движение мысли от суждений более общего характера к менее общему; умозаключения.

Интуиция - это способность непосредственного постижения истину такая форма познание, когда за неосознанными в данный момент времени признаками и не сознавая пути движения собственной мысли, субъект получает новое объективно истинное знание о действительности. Основные характеристики интуиции при исследовании: непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения нового знания.

Понимание - это процесс и результат духовно-практического и познавательного освоения действительности, когда внешние объекты привлекаются к осмыслению человеческой деятельности, выступают ее предметным содержанием. Понимание - это форма освоения действительности, которая раскрывает и воссоздает содержание объекта.

Объяснение - это раскрытие сущности предметов и явлений путем выяснения причин их возникновения и существование, наличия законов их функционирования и развития.

Знание, объяснение и понимание - это необходимые моменты взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью которых она накапливает определенную информацию об объектах, которые включены в общественную практику. Но такое накопление предусматривает также периодическое упорядочение и переосмысление знаний, которые ведет к углублению понимания мира.

Мышление, кроме логических законов, которые выражают абсолютно точные и строго определенные связи между высказываниями и их элементами, опирается и на определенные принципы вероятного регулирования, которые хотя и не гарантируют безошибочного решения проблем, все же обеспечивают движение научного поиска в надлежащем направлении. В процессе научного исследования субъект вынужден перерывать постепенное логическое соображение интуитивными прыжками. Логика и интуиция - это два взаимообусловленных механизма научного творчества, которые дополняют друг друга и не существуют изолировано один от другого.

"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, - от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик - в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

Vana est sapientia nostra

Тщетна наша мудрость

Дорогие читатели!

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему выбираете для чтения ту или иную статью, тратите время и силы на просмотр той или иной передачи и усвоение той или иной информации — случайность это или закономерность? Каким было ваше решение познакомиться с содержанием этой книги (или нашего сайта в Интернете): рационально обоснованным или иррационально «спонтанным», читай — интуитивным? Какая часть вашего сознания повлияла на сделанный выбор больше — ментальная, чувственная или их влияние было одинаковым? Давайте попробуем разобраться в этом вместе. Речь пойдёт об интуиции, вернее, об интуитивном методе познания, который положен в основу представленной в данном издании новейшей космологической концепции о происхождении человека и Вселенной — Ииссиидиологии.

Согласитесь, что вопрос о роли интуиции в таком многостороннем всеохватывающем процессе, как познание, очень важен. Являясь по сути логическим аспектом основного вопроса философии о первичности материального и духовного, он определил метафизическую парадигму целой эпохи! С давних пор и по сей день в его рассмотрении заинтересованы не только гносеология, как теория познания, или метафизика, как наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, но и такие дисциплины, как психология, социология, педагогика, медицина, геронтология, физиология, генетика.

Решение проблемы синхронизации в работе полушарий головного мозга человека, например, специалистами этих направлений напрямую связывается с определением роли витального (эмоцио-нально-чувственного) и ментального (мыслительно-интеллектуального) в нашей жизни. Подобные практические вопросы, возникающие перед современной наукой и образованием, культурой и бизнесом, управлением и политикой, наряду с так называемым духовным ростом, составляют неотъемлемую часть общеэволюционного процесса, возрождая интерес определённой части коллективного сознания человечества (особенно представителей нового — «индигового» — поколения) ко всё более интуитивному, часто логически никак необъяснимому способу восприятия динамики окружающей действительности.

И это вполне оправдано! Иррационалистический метод познавания мира органично вытекает из традиций метафизики, характерных ещё для эллинской школы античного мировоззрения и во многом пересекающихся с египетским мистицизмом и индийской философией. Но в те далёкие времена, когда о науке с её экспери-ментальной основой ещё ничего не знали, он был единственным способом познания законов природы и отношений в социуме. На современном же энергоинформационном уровне он предполагает гораздо более серьёзную подготовку ума познающего, приводящую его не просто к творческому озарению, а к особенному — трансцендентному — пути обретения информации в виде непосредственно воспринимаемого («чистого») и ранее не осознаваемого им знания.

Первым, кто применил термин «интуиция» в значении «познание одним движением мысли», был Платон. В наше время под этим понятием подразумевают способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации и моментально, предварительно не задумываясь над смыслом, находить ответ на любой вопрос. Причём древнегреческие мыслители не дифференцировали метафизику, описывающую основные закономерности «всего сущего» и органически включающую в себя способ алогичного — интуитивного — восприятия, от научных методов исследования.

Это произошло гораздо позже, в средние века. Размежевание естественных наук и метафизики, когда в ущерб развитию интеллектуальной интуиции резко повысилась значимость рассудочно-умственной деятельности, привело к продолжительному периоду упадка тысячелетиями нарабатываемого человечеством опыта приобретения интуитивного знания, вплоть до конца XIX века. И только следующий за ним, новый виток развития был знаменован возникновением интуитивизма — идеалистического течения, ставшего впоследствии одним из наиболее влиятельных направлений эстетико-философской мысли XX века.

Однако практическими инициаторами его разработки стали не философы, а учёные-физики, начиная с Ньютона, Менделеева и Эйнштейна, которые первыми предприняли попытки по созданию единой теории мироустройства. И заметьте, что фамилии этих исследователей естественным образом сначала ассоциируются у нас именно с интуицией, а уж затем со стройным логическим изложением, чему во многом поспособствовало опубликование особенных, даже странных обстоятельств получения ими первичной информации как основы для дальнейших революционных открытий — обстоятельств, ставших впоследствии известными историческими фактами необъяснимого ничем научного озарения. «…Не существует логического пути открытия элементарных законов. Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, скрывающийся за внешними проявлениями различных процессов» (А. Эйнштейн).

Свидетельства о подобного рода внезапных догадках (инсайтах), производящих впечатление чего-то мистического, приписываются чаще всего святым и художникам. Но и в биографиях выдающихся учёных, бесспорно обладающих способностью совершать пророческие скачки в будущее, таких фактов, пожалуй, ещё большее количество. Так, например, во время прогулки в Дублинском парке выдающемуся ирландскому математику и физику Уильяму Гамильтону неожиданно пришла в голову мысль о так называемых кватернионах, сыгравших свою важную роль в развитии квантовой механики лишь в конце XX — начале XXI века. Член Лондонского королевского общества, британский физик и математик, основатель современной классической электродинамики, Джеймс Максвелл не умел самостоятельно делать расчёты, и ему приходилось подгонять свои интуитивные озарения под рациональную логику уже готовых формул его коллег. А лауреат Нобелевской премии по физике и создатель первой квантовой теории атома Нильс Бор никогда не доверял никаким логическим доводам и математическим обоснованиям, требуя от коллег неординарных творческих размышлений. Эйнштейн, Маркони, Эдисон, мадам Кюри, Генри Форд и другие не менее известные учёные и изобретатели всегда отмечали особую, но никак и ничем необъяснимую связь между периодически открывающейся у них интуицией и своими последующими научными достижениями.

Да и вам, дорогие друзья, может быть вполне знакомо такое состояние, когда вдруг, как бы из ниоткуда, приходит решение долго мучавшей вас проблемы или видится верный выход из тяжёлой жизненной коллизии, появляется нужный образ для создания желаемого художественного произведения или осуществляется возможность проникнуть в глубины собственного внутреннего мира, понять что-то и обрести какой-то новый смысл, новые цели и устремления в отношениях с людьми и с самими собой.

Этот процесс выглядит для нас как непосредственное усмотрение истины для самих себя. Но дальше возникает необходимость убедить в этой истине других, особенно, если такая истина претендует на роль научной. Тогда без творческого подхода к самому процессу познания просто не обойтись! Ведь созидательное отношение человека к себе и к окружающей его реальности часто противостоит традиционно понимаемым методам познания этой самой реальности, когда проявленный мир интерпретируется лишь как единственная данность, а возможность креативного «воссоздания» себя и, как следствие, обретения нового мира вокруг просто-напросто отрицается, не требуя от нас ни радости участия, ни вдохновения.

Чтобы активно привлекать к своей жизнедеятельности позитивно-созидательные механизмы как следствие выборов соответствующих состояний и психических реакций, необходимо обладать особым, ведущим к практически тотальному приятию всего, видением. Для этого, как утверждает автор Ииссиидиологии, «недо-статочно хорошо владеть логикой и анализом или уметь отследить в уме очевидные причинно-следственные связи — для этого нужна интуиция, помогающая буквально как бы «из воздуха» уловить наиболее верную в данной ситуации информацию, давая тем самым возможность не зацикливаться на устаревших стереотипах мышления и стандартах принимавшихся ранее решений».

Конечно, что-либо «уловить из воздуха» довольно трудно без природной проницательности и хорошо развитого образного мышления, предполагающего мощную работу воображения по выделению отдельных элементов из непрерывной и очень запутанной череды интуитивно проявляющихся фрагментов чрезвычайно сложных образов, по их слиянию, сравнению, дополнению, усилению-уменьшению, противопоставлению, затем объединению (синтезу), комбинированию и внешнему воплощению в конкретные слова, чертежи, формулы и законы. Свою роль в этом увлекательном процессе, вместе с одухотворяющими состояниями интуитивного прозрения, играет способность систематизировано и связно интерпретировать возникающие в самосознании видения, что помогает по-настоящему творческим личностям интуитивно и глубоко проникать в самую суть вещей, совершая при этом поистине замечательные открытия.

Так, воодушевляющие достижения физики рубежа XX-XXI веков, увенчавшиеся появлением Стандартной модели, теории струн и М-теории, привели к такому этапу развития этой науки, что она абсолютно естественно начала соответствовать новому определению метафизики, которое опубликовал в своей статье «Физика и метафизика» один из создателей квантовой механики Макс Борн: «Метафизика — это исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру». Основанное на интуитивном подходе философское переосмысление мироустройства в виде физической интерпретации (наряду с математическим аппаратом и прикладной экспериментальной частью) занимает отныне своё неотъемлемое место в фундаментальной теоретической физике.

И дело здесь (как, впрочем, и в нашем случае дальнейшей экстраполяции этого понятия в данной вступительной статье на принципиально новое, не имеющее пока аналогов, знание) не в переосмыслении термина «метафизика», а в том, что логическая обработка человеческим самосознанием высокочастотных сведений неизбежно, в том числе физиологически, сопряжена с задействованием пока ещё совершенно неизвестного нам механизма действия интуитивного аппарата мышления. А это уже само по себе исторически неразрывно связано с понятием метафизики как системы знаний, создающей естественный базис для более качественных представлений о человеке и мироздании.

Мы совершенно далеки от мысли поставить знак равенства между метафизикой и Ииссиидиологией, но всё же присущая им обеим стратегическая установка — сформировать новую систему взглядов на структуру мироздания, а также некоторая общность методик, способствующих достижению такой цели, позволяет рассматривать это универсальное знание в качестве правопреемника наработанных метафизикой основ для развития их на принципиально новом эволюционном уровне. Ииссиидиологическая информация, в основе появления которой лежит только интуитивный путь познания (поскольку интересы её автора совершенно далеки от науки с её методологией), прежде всего позволит изменить научную парадигму современной физики, включающую такие понятия, как «пространство-время», «частица», «поля-переносчики взаимодействий», а параллельно — мы уверены! — и парадигму коллективного сознания всего человечества в плане радикального качественного пересмотра и системной реорганизации существующих социальных, внутригосударственных и межгосударственных отношений в направлении активизации и усиления в них высокоинтеллектуальных и альтруистичных взаимосвязей.

Опыт изучения Ииссиидиологии показывает, что если мы достаточно развиты интеллектуально и чувственно, и нас не устраивают общепринятые примитивные представления о происхождении человека и мироздания, то со временем мы сможем заменять их высокочастотной информацией Коллективного Подсознания Человечества (по терминологии автора), что неизбежно приведёт (в многочисленных сценариях развития) к нашим последовательным перефокусировкам из инстинктивно-бессознательных уровней «собственного» эгоистичного самосознания в уровни альтруистичного и интеллектуально-интуитивного восприятия как самих себя, так и всего, что нас окружает.

В отличие от исторически сложившегося противопоставления и предпочтения эмпирических форм познания интуитивным (что, заметьте, очень позитивно отражается на качестве процесса установления между людьми взаимопонимания), дифференцирование и длительная реализация только сенсуалистичной или только логи-ческой компоненты самосознания противоречит ииссиидиологическому подходу к возможностям развития действительно высокоразвитой человеческой личности. Ииссиидиология предлагает поуровневый синтез высокочувственного Интеллекта с высокоинтеллектуальным Альтруизмом как основу высокоинтуитивной осо-знанности в жизненном творчестве Человека.

«Что это значит и как это работает на практике?» — спросите вы.

Любому человеку это даёт возможность, опираясь на свою высокую интуицию, смело выбирать главную цель его жизни (даже самую невообразимую!), делая пути её достижения основным вектором жизненного движения, — пусть они и кажутся вначале максимально несбыточными! Выбранная таким образом цель, как правило, отличается неординарностью, новизной, конкретностью, значительностью, и обязательной в данном случае возможностью быть полезной для других людей, для человеческого сообщества в целом. Причём от того, кто поставил её перед собой, она непременно требует постоянной осознанной работы: чувствовать и вовремя распознавать всевозможные барьеры на пути к цели, творчески и позитивно-мотивированно преодолевая их; поддерживать регулярный внутренний самоконтроль над выполнением конкретных планов как на день, так и на всю жизнь; всегда, при любых обстоятельствах отстаивать идеи, лежащие в основе выбора главной цели, никому не вредя при этом своей убеждённостью.

И чем больше у нас опыта подобной работы, «тем больше проявляются всевозможные тонкости и нюансы понимания любого реализационного момента, тем активнее проявляется интуитивная способность быстро отфильтровывать всё более качественное от менее качественного, проявляющегося в Жизни, и делать всё более и более правильные выборы»* (Орис «Бессмертие доступно каждому»). В этом плане интересно рассмотреть поближе и с разных сторон само многоуровневое явление интуиции. Современное представление о нём обширно: это и интеллектуальная интуиция в виде непосредственного знания; и чувственная интуиция в виде сенсуалистичного созерцания; и первичный бессознательный импульс какого-либо творчества; и инстинкт, определяющий поведенческие реакции без предварительного обучения.

Принято считать, что в качестве основного метода познания интуиция способна уловить самую суть предмета, которую затем обладатель этой интуиции организует в логично выстроенное и общедоступное знание. Но бывает и так, что при отсутствии нужной информации интуитивные способности опираются на фундамент из приобретённого опыта и носят вспомогательный характер, выражаясь в длительной умственной работе с последующим озарением. Таким образом, можно говорить о выраженном субъективном противопоставлении внутри самого этого понятия, которое совершенно стирается в определении интуиции в Ииссиидиологии как «способности Самосознания психоментально, биохимически, гормонально (через Формы своего проявления) сопереживать жизненную динамику множества собственных «личностных» Конфи-гураций, фокусируемых Им в разных сценариях развития и ассоциируемых друг с другом посредством идентично выстроенных обстоятельств».

Фокусная динамика самосознания проявленной личности при этом, сконцентрированная на низко- и среднечастотных уровнях жизненного творчества, «вынуждает» интуицию (в качестве пусковой кнопки перефокусировочного механизма системы восприятия) срабатывать в резонансе с соответствующими низко- и среднечастотными сценариями развития, где нет особой необходимости глубоко и качественно разбираться ни в деталях собственного существования, ни в основных законах и принципах мироздания, ни в источниках и мотивациях использования пришедших на ум откровений.

Многочисленные примеры эгоистичного по сути манипулирования такой информацией, интуитивно принятой с низко- и среднечастотных уровней самосознания, всем нам хорошо известны — предсказания, гадания, прорицания. Их общей характерной чертой, на наш взгляд, является энергосмысловой непозитивизм. Если даже подобная информация интерпретируется учёными тем или иным образом, то примитивизм в применении её на практике неизбежен. Существует огромное количество людей, которые интуитивно «считывают» информацию с разных уровней коллективного сознания человечества, но чаще всего такая инфор-мация ими не дешифруема в свойственных ей высокочастотных уровнях или излишне деформирована, что неизбежно приводит к акцентированно субъективистским эгоистичным интерпретациям и всевозможным домыслам.

Проявления такой «нечеловеческой», протоформной (по терминологии автора) интуиции, как показывает медицинская практика, неизбежно сопряжены с дистрессовой (относящейся к разрушительным, связанным с затяжной стрессовой ситуацией) симптоматикой, которая выражается у такого человека — интуита — в виде определённых фобических реакций. Подробнее о «медицинской» стороне рассматриваемого вопроса мы поговорим чуть позже, сейчас же лишь заметим, что интуиция бесспорно — и даже в большей степени, чем у людей — присуща и животным, что ещё раз подтверждает разницу в качественности интерпретаций при-нимаемой информации. Причём если для человека переработка всего иррационального левым полушарием головного мозга всё равно идёт через логику и вторую сигнальную систему (речь), то есть опосредованно и с затратой определённого отрезка времени, то для животных связь с низкочастотной составляющей общего информационного пространства физиологически осуществляется гораздо быстрее.

Вопрос лишь в том, что в качестве побудительного примера для нас с вами привлекательнее: инсайт шимпанзе по кличке Султан, участвовавшего в начале XX века в исследованиях немецкого физиолога В. Кёллера, который интерпретировал с позиций гештальт-психологии процесс решения человекоподобными обезьянами ряда экспериментальных задач как результат интуитивно-интеллектуальных способностей; предусмотрительность тайских животных, поголовно избежавших цунами на о. Пхукет в декабре 2004 года, или фокусировка в наиболее благоприятных мирах нашего будущего с помощью последовательно устойчивой мен-тально-чувственной стимуляции синтезированных уровней собственного самосознания (высокочастотные аффирмации).

Когда основной мотивацией всего нашего жизненного творчества является стабильное осознавание себя в более качественных творческих проявлениях, тогда и высокая интуиция начинает играть всё более главенствующую и определяющую роль как в процессах познания окружающего мира, так и в самопознании. Высокочастотные представления (СФУУРММ-Формы) Ииссиидиологии — «это лучший способ неуклонно развивать и совершенствовать в себе эти изначальные экстрасенсорные свойства нашего сллоогрентного Самосознания. На данный момент подобных универсальных Представлений, вплотную вовлекающих ментальную деятельность «личности» в пока что совершенно непостижимую для ограниченных систем восприятия большинства «людей» динамику Нового Мировоззрения, характерного для состояния человеческого сообщества самого ближайшего «будущего», не в состоянии предложить ни одно из современных научных направлений, включая и квантовую физику»* (Орис «Бессмертие доступно каждому»).

Надежда на логику, способную неукоснительно давать всё новые и новые результаты, длительное время вдохновляла апологетов рационально развивающейся науки. Тысячелетиями доминировали традиционные представления об эмпирическом пути познания как единственном, а сутью любого исследовательского процесса был простой перебор нескольких опытных вариантов, обобщение и только затем вывод каких-либо закономерностей. Однако все новейшие открытия двух последних столетий были сделаны отнюдь не методом «проб и ошибок», а посредством интуитивных гипотетических предположений, пришедших как бы из ниоткуда (заметим, что как раз Ииссиидиология вполне логично объясняет, откуда они приходят). Только после — на более примитивных уровнях мышления — все эти гипотезы подвергались анализу и логически организовывались во всевозможные опыты и эксперименты.

Стало понятно, что эффективность процесса научного познания зависит от проявления в сознании учёного какой-либо идеи в виде внезапного откровения или непостижимой умом догадки. Это и есть интуиция: «прямое, непосредственное усмотрение истины, в отличие от опосредованного рассудочного познания. Полученное интуитивным путем знание сразу предстаёт как простое, ясное, очевидное… это высший вид интеллектуального познания, когда человек одновременно и мыслит, и созерцает»* (Декарт, родоначальник научного изучения интуиции).

Но вернёмся к освещению рассматриваемого нами вопроса (о месте интуиции в процессе познания) с точки зрения медицины. В зависимости от специализации медика-исследователя явление интуиции трактуется по-разному. Разный подход к её «симптоматике» и «этимологии» присутствует как у психиатров, нейро-физиологов, педиатров, генетиков, травматологов и сомнологов, так и у врачей общей практики. И если философам и психологам характерна больше описательная методика анализа с акцентом на идеалистическом подходе даже с некоторым мистицизмом, то медицинский подход более рационален.

В качестве переходного звена между этими крайними точками зрения можно рассматривать определение интуиции, которого придерживались психиатры школы Фрейда и особенно Юнга, называя её «вторжением бессознательных содержаний в сознание» (часто на фоне диссоциации в психике). Отмечая в основном наличие пассивной фантазии, Юнг не отрицал возможность и активной её формы — интуитивной, которой не соответствует никакая внешне объективная деятельность. Такую интуицию он относил к высшим проявлениям человеческого духа и объяснял в своей теории о влиянии врождённого бессознательного присущим всему человечеству стремлением к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Именно коллективное бессознательное, складывающееся благодаря наследственности и являющееся одинаковым для всего человечества, является, по мнению Юнга, источником такого специфического метода познания, как интуиция, которая позволяет перескакивать через длительные этапы сложных логических рассуждений и умозаключений, благодаря чему возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. Оно же, коллективное бессознательное, является источником опыта «ассоциативно обобщённой и логически проанализированной определёнными центрами головного мозга фиксации в долговременной памяти каждого текущего момента Жизни, который личность может ассоциативно вспомнить»* (Орис «Бессмертие доступно каждому»).

Логика Юнга и последователей его школы приводит к мысли о том, что если большая часть из обширнейшего потока информации, получаемой человеком, не находится в структурах его памяти в активном режиме, то в случае активации она и может рассматриваться как интуитивный посыл. Более того, информация, полученная и как бы неосознанная в раннем детстве, играет немаловажную роль в регулировании поведения уже сложившейся личности, прочно закрепившись в глубинах психики как неосознаваемая. Такой источник интуитивного познания называется у психологов термином «криптогноз» — временно неосознаваемое знание, полученное от непосредственного взаимодействия человека с объективным миром, включающее в себя весь предшествующий опыт субъекта, но не используемый им ранее.

На основании такого подхода к причинам возникновения интуиции можно сделать очередной вывод о том, что же представляет собой явление интеллектуальной интуиции. Это особый вид непосредственного знания, основанный на предшествующем неосознаваемом опыте, опосредованный общественной практикой человечества и являющийся результатом внезапного иррационалистического усмотрения истины без предшествующего логического анализа и вытекающего из него доказательства на очередном этапе научного исследования.

В связи с этим обратим ваше внимание на соотношение чувственно-эмоционального и рационально-логического в интуитивном восприятии, экстраполируя её в нейрофизиологические сферы, и рассмотрим такое понятие современной медицины, как антиципация (предвидение врождённой идеи, доопытное представление) на примере соотношения активности правого и левого полушарий головного мозга. Разделяя функции правого полушария как первоосновы интуитивного восприятия и левого полушария как ней-рофизиологического субстрата логики и «помещая» интуицию исключительно в шишковидное тело, врачи, будучи выразителями крайней степени диалектического материализма, заходят порой очень далеко.

При этом забывается, что самый главный приверженец теории диалектического материализма — В.И. Ленин — писал в своё время о том, что процесс развития познания, одним из элементов которого является интуиция, идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. А профессор психологии Калифорнийского университета (США) Р. Сперри, получивший в конце прошлого столетия Нобелевскую премию за исследования межполушарной асимметрии, однозначно указывает на то, что сама интуиция как итог работы правого полушария часто связана с информацией, проанализированной левым полушарием. Именно объединение чувственного и логического, наглядного образа и научной абстракции является необходимым условием, благодаря которому на основе мысленного эксперимента часто совершаются важные открытия. Чтобы поддерживать этот процесс в самосознании, необходима, как мы уже писали, синхронизация деятельности обоих полушарий человеческого головного мозга.

Важную роль при этом, как показали исследования одного из классиков советской генетики, профессора В.П. Эфроимсона, довольно любопытные результаты которых были опубликованы им в работе «Генетика и гениальность», может играть рост андрогенов (стероидных гормонов), сопровождающийся повышенным уров-нем катехоламинов — физиологически активных веществ, выполняющих роль химических посредников (медиаторов) в межклеточных взаимодействиях, в том числе и в мозге. Такие мутационные изменения на генетическом уровне, по мнению Эфроимсона, имеют большое значение в активации процессов антиципации. Таким образом, стало возможным говорить о некоторой гормональной «допингированности», свойственной предрасположенным к гениальности личностям (достаточно вспомнить, в качестве иллюстрации, истории болезни таких известных людей, как Андерсен, Паганини, Линкольн, Де Голль).

Особенности их зачастую выходящего за рамки социально принятого поведения стали одной из причин пристального наблюдения врачей за интуитами, коими являются все гениальные личности. Что же может послужить толчком к распаковке из коллективного бессознательного (в трактовке Ориса) такими людьми информации, казалось бы, не принадлежащей конкретному «пространству» нашего самосознания? На этот вопрос пытались и до сих пор с переменным успехом пытаются дать свой ответ представители классической медицины. Мы уже упоминали дистресс, который обычно проявляется как общепризнанные психосомати-ческие заболевания и фобии, в связи с интуитивными способностями творческих личностей. Введено даже такое научное понятие как эвропатология — патология, связанная с творчеством. В качестве примера, в частности, можно привести галлюциногенную симптоматику, сопровождавшую творчество Сократа, Аристотеля, Апулея, Цицерона, Платона (последний сам считал талант и интуитивность «бредом, даруемым богами»), заканчивая эпилепсией Достоевского, маниакально-депрессивным психозом Гоголя (чем как не антиципацией можно считать его тафефобию — боязнь быть погребённым заживо?) и циклической шизофренией Ван Гога.

Вне зависимости от степени выраженности психических отклонений, как они трактуются в медицине (включая шизофрению, эпилепсию, аутизм), в поведении интуитов — антиципациированных личностей — прослеживают циклотимию (резкие подъёмы и спады в умственной деятельности). Она отражает дисбаланс в динамике правого и левого полушарий: «люди с доминантой функционирования одного из полушарий (творческие личности, учёные) обычно отличаются от остальных склонностью к категоричности, отрицанию всего, что им непонятно, к неприятию чужого мнения. Также для них характерны постоянные резкие колебания между преобладающей активностью обоих полушарий»* (Орис «Бессмертие доступно каждому»).

Внешне отслеживаемыми причинами возникновения интуиции на фоне дистресса, проявляющегося в виде кортикального возбуждения (замыкания нейронно-синапсических связей после начального их торможения), врачи считают такие часто физиологически обыгранные сценарии, как тяжёлое соматическое или психическое заболевание, серьёзная травма, увечье, участие в боевых действиях или стихийных бедствиях, электрошок, приём психостимуляторов, включая алкоголь, и другие. По сути это и есть момент условно недувуйллерртной (не последовательной и постепенной, а сравнительно быстрой относительно качественности текущей Конфигурации, — в терминах Ииссиидиологии) перефокусировки.

Наглядные примеры таких перефокусировок в нашей с вами реальности представлены широко известными случаями с Николой Тесла (перенесение вирусных инфекций), Вангой (травма головного мозга и последующая слепота) и не очень известными, но такими же яркими проявлениями интуиции как итоги определённых дистрессовых состояний у самих медиков и биологов. Так, И.И. Мечникова осенило идеей рассмотреть прежде считавшуюся атавистической функцию блуждающих клеток организма (лейкоцитов) как полезную (защитную), заменив своё прежнее пессимистическое учение о дисгармонии человеческой природы новой эволюционной теорией фагоцитоза. Это произошло в результате выхода из многолетней депрессии (сменившейся неуёмной жаждой жизни) в процессе излечения от тифа, привитого им самим себе с целью одновременно суицида и научного эксперимента, и после того, как он психически тяжело пережил смерть своего старшего брата в результате гнойного заражения.

А молодой венгерский врач-акушер (будущий профессор и один из основоположников антисептики) И.Ф. Земмельвейс совершил революционное открытие, послужившее развитию теории патогенности микробов, испытав тяжелейший дистресс от смерти друга, профессора судебной медицины, — тот скончался, заразившись при вскрытии трупа умершей от родильной лихорадки женщины. Мысль о том, что смерть многих сотен женщин от этой болезни, что считалась тогда нормой, и смерть друга имеют одну и ту же причину - трупный яд на руках врача, оформилась для Земмельвейса в решительное желание избавить людей от нелепых страданий и всё-таки начать отложенный им из-за стойкого сопротивления современников-врачей одиннадцатилетний эксперимент по использованию в больницах дезинфицирующего раствора (хлорной воды).

Такая творческая смелость обусловлена, следуя выводам Ииссиидиологии, интуитивным стремлением «считать», получить — в виде недостающего опыта («будущего») — информацию от тех, неосознаваемых нами, бесчисленных вариантов «самих себя» (в Ииссиидиологии — «личностных» интерпретаций), что проживают свои жизни в так называемых параллельных сценариях и, как говорится, «испытывают на себе» все последствия от сделанных и не сделанных нами выборов. Возможность отбросить привычные представления о чём-то и получить вместо них новые — в качестве алогизма, необъяснимой догадки, мистического озарения или предвидения — основа любой гениальности, любого открытия. А уж пути получения такой информации могут быть, в зависимости от состояния Конфигурации нашего Самосознания, разными.

Именно поэтому в медицине к диссоциативным, то есть изменяющим восприятие внешнего мира и приводящим к нарушению нормальной, как принято считать, работы сознания, состояниям, активизирующим антиципацию, относят одновременно и медитации, и сомнамбулизм (в различных стадиях его проявления), выражающийся в считывании информации во сне. Конечно, чемпион по упоминаниям в этом смысле — Д.И. Менделеев с его периодической таблицей химических элементов, но есть и другие: Ф. Бантинг, открывший во сне инсулин; О. Леви, увидевший во сне механизм химической передачи нервных импульсов, и другие.

В одной из книг Ориса (цикл «Бессмертие доступно каждому) подчёркивается, что в состоянии глубокого расслабления (дельта-ритм мозговой деятельности) мы можем осознанно влиять на самих себя и решать, какие из принципиальных схем поведения нам нужны, для того чтобы положительно воздействовать на качество нашего будущего. К тому же известно, что во время поверхностного сна или медитации (тета-ритм мозговой активности) возникают особенно яркие видения и интуитивные догадки. Такие состояния идентичны тем, что в дзен-буддизме называют «сатори». Они являются источником творческих озарений, как следствие син-хронизации работы правого и левого полушарий головного мозга.

Вообще, роль неосознаваемых ассоциаций в процессе возникновения интуитивных откровений очень важна. Тому, кто пытается решить какую-либо сложную, обросшую его собственными и «чужими» предвзятостями и предубеждениями, проблему, они помогают избежать привычного преклонения перед идолом любого, в том числе и научного, творчества — эмпирического пути длительного перебора вариантов, проб и поиска «доказательств». Ведь следование именно этому пути (научного высокомерия и догматизма) не позволило, например, крупнейшим медицинским умам Европы в упомянутом случае с открытием Земмельвейса в течение двух столетий до этого и ещё трёх с лишним десятков лет после (когда, наконец, это открытие было признано), избежать бессмысленных смертей рожениц в то время.

Хотя, конечно, накопленный профессиональный (как и жизненный) опыт — в соответствующем «исполнении» — предпосылка любой интуиции. В распоряжении шахматиста чемпионского уровня, например (по данным Института Технологий Карнеги), — около 50 000 шахматных комбинаций с последующими ходами, которые он держит в голове, а у шахматиста класса «А» таких вариантов всего 2 000. И здесь может сработать обратная зависимость: ограниченный опыт (возможности для сравнения) ведут к тому самому перебору, угадыванию вариантов, что описан нами выше, но не к интуитивным догадкам. Всем известно, что хорошим, опытным врачом диагноз ставится больше интуитивно, чем в результате раздумываний. И роль мозга (его рассудочная деятельность) в такой работе явно преувеличена!

Ровно через 20 лет после открытия Земмельвейса, например, Луи Пастер всё-таки открыл основную функцию микробов (в нашей — «человеческой» — реальности) как возбудителей многих болезней. Но не все знают, что и это, и ещё ряд замечательных открытий этот гениальный микробиолог совершил в течение следующих тридцати лет после того, как из-за кровоизлияния правая половина его мозга практически перестала функционировать (вследствие почти полного разрушения, обнаруженного при посмертном вскрытии). Дожив до 74 лет, он, как отмечают биографы, и после болезни отличался весёлостью и научной дерзновенностью, присущей обычно молодым. Позволим себе так «скаламбурить» на эту тему: оставшись с левым аналитическим полумозгом в голове, Пастер смог всё «пастеризовать» и всех вакцинировать.

Вообще, накопление только определённого опыта без интуитивного стремления увидеть за ним что-то более цельное и значимое (внутренний смысл, причину), увлечение рутинным процессом исследований без вкрапления туда неуёмных искр дерзости, отваги и, казалось бы, ничем не обоснованных предположений, зачастую тормозят научный прогресс. Так величайшее открытие XX века — двуспиральная структура ДНК и её роль в передаче наследственной информации — могло быть сделано (в наших с вами про-странственно-временных Континуумах) несколькими месяцами позже. Или не случилось бы вообще, если бы коллеги биофизика Розалинды Франклин по Кембриджу, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик, воспользовавшись рядом собранных ею рентгеноскопических данных высшего качества, не захотели бы дерзнуть и выдвинуть абсолютно новую на тот момент идею строения ДНК (при том, что сама Розалинда просто не спешила с интуитивными выводами, увлекшись экспериментальным контролем над исследованиями).

Беря во внимание всё вышесказанное, мы, пожалуй, согласимся с основоположником учения о стрессе Гансом Селье, сделавшим такой вывод в своей работе «От мечты к открытию»: «поскольку интуитивная умственная деятельность может протекать только без участия сознательного контроля, то и подлинно научный анализ интуиции невозможен». Да и в медицине, как видите, пока происходит явная путаница в подходе к вопросу о происхождении интуиции. В одну группу попадают личности с ярко выраженной психиатрической симптоматикой; личности, имеющие гениальные способности в какой-либо узкопрофессиональной области; личности, не менее одарённые, но с циклотемическими (хотя и не доминирующими) отклонениями; а также те, кто способен посредством трансцендентных состояний выходить в своём Самосознании на уровни более качественной — высокой — Интуиции и адекватно ретранслировать в глубоко осмысленные логические умозаключения получаемую ими информацию.

В медицинской практике в таких случаях изучают либо последствия, либо предтечу особого состояния психики, которое трактуется как антиципация, поэтому любые жёстко каузальные привязки к психологической, биохимической, анатомической, нейрофизиологической, а также наследственной обусловленности интуиции по отдельности не состоятельны. Но в целом могут быть истолкованы как первые шаги личности в тенденциозном направлении к осознанному расширению Самосознания и закономерному выходу на уровни подлинно интуитивного восприятия.

Наш вывод: любая попытка общепринятого классифицирования процесса возникновения интуиции происходит, с точки зрения физиологии (биоформы), без учёта качества тех Уровней Самосознания, откуда «считывается» Информация. Обычно это просто отображение этапов повышенной активности одного из двух полушарий головного мозга человека на определённом отрезке его жизни. Такая активность проявляется либо в форме чувственной или ментальной сверхвосприимчивости (интеллектуальная, мистическая, творческая интуиция), либо (а на самом деле «и» — в смысле одновременности и неразрывности процесса) в виде актив-ности определённого генного участка ДНК конкретной хромосомы (или группы хромосом), являющейся на молекулярном (биохимическом) уровне следствием какой-либо протоформной динамики (различные подвиды профессиональной, научной интуиции и другое). Необходимо заметить, что любая деятельность, не обла-дающая явными признаками синтеза высокоинтеллектуального Альтруизма с высокочувственным Интеллектом, — необходимого условия истинно Человеческой деятельности, — трактуется в Ииссиидиологии как «нечеловеческая», то есть протоформная.

Позволим себе закончить наш краткий обзор существующих мнений о причинах происхождения-возникновения интуиции (антиципации) следующим определением: «Интуиция — это психоментальное явление, проявляющееся в сознании личности как следствие:

Возникновения устойчивого субъективно значимого интереса;

Конкретизации и субъективно значимой детализации цели;

Мотивации, а по сути — синтеза первых двух положений;

Наработки критической массы эмпирического опыта или, как вариант, использования неосознаваемого опыта других сценариев (путём ассоциаций, как правило, бессознательных);

Дистресса («перепроецирования» Фокуса Самосознания в качественно «далеко отстоящую» от «прежней» Конфигурацию — недувуйллерртная перефокусировка);

«возврата» в Форму и сценарные группы, близкие по частотам к «стартовому» моменту перефокусировки (осознание и практическое применение интуитивного открытия), а также многого-многого другого, что пока что лишь ещё ожидает нас в качестве новых будущих открытий.

Ассонуллсммиирс,
Горсайдрооурсс,
Уйсллиллуиммс

Похожие статьи