Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.
Коррекционно-развивающие цели . Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.
Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кепка, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.
Ход занятия
Организационный момент
Игра с мячом "Выдели звук"
Зачин логопеда: "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".
Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)
Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]
Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.
Это к отёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.
Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].
Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей )
Проводится аналогичная работа со словом к итенок.
Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К] – [КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.
Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.
Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.
При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.
Игра "Речевая зарядка"
Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.
Хоровое повторение чистоговорок.
Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".
АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ
УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ
ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ
ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ
Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.
Игра "Наоборот"
Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)
Выделение звука [КЬ] на слух.
Игра "Подушка – камень"
Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки), если услышали звук [КЬ] и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет ), если услышали звук [К] .
Из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ
Из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки
Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?
Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.
К Я – К Я, К Я, К Я – КА, КА – К Я, К Я – К Я – КА, КА – КА – К Я, К Я – КА – К Я, К Я
Физминутка
Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"
Девочк и и мальчик и,
Прыгают, как зайчик и,
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками к ивают и тихо приседают.
Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.
Игра "Котёнок или китёнок"
У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К] . На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.
На счёт РАЗ - дети двигают картинку к себе.
На счёт ДВА - дети переворачивают картинку.
На счёт ТРИ - складывают руки перед собой и рассматривают картинку.
Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка." Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.
Игра "Потерялись слова"
Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)
У Никиты новая клетчатая… (кепка)
В океане плавает синий… (кит)
Дети качаются на… (качелях)
У Вари длинные русые… (косы)
В зоопарке дети видели… (кенгуру)
Формирование слоговой структуры слова
Игра "Телеграф"
Деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.
Вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске )
Ответы на вопросы (формирование аналитической активности )
Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?
Какое слово самое длинное? Почему?
7. Итог занятия
Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?
Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?
В какую игру понравилось играть?
Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!
Чукова Лариса Михайловна, г. Томск,
учитель — логопед МАДОУ Центр
развития ребенка — детский сад № 94
«Дифференциация звуков К –КЬ»
Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом;
закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;
закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;
развитие общей и мелкой моторики:
развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;
воспитание внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Проверили осанку, развели лопатки,
Вдохнули покой, выдохнули напряжение.
П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:
«Улыбочка»- «Пятачок»
«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.
«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»
«Сосём сосульку – леденец».
«Заболело горлышко» /кашляем: кккха — кккха!»
Ш.Сообщение темы занятия.
Логопед: — По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.
Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли, на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.
Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].
Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.
1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.
Логопед: — Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)
Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. — Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.
У.Развитие фонематического восприятия.
Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)
К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,
КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ
У.Д/игра «Наоборот»
Логопед: — Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:
КА — КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ
УП. Звуковой анализ и синтез слов КОТ КИТ.
Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.
КОТ –огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Логопед: -Это так? А как надо сказать?»
Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ
— Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ
Назовите его:[ К]. Какой это звук?
Дети: — звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.
(выкладывают звук [К] (синий квадрат).
Дети: -КООООТ
Логопед: -Назовите его.
Дети: — Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.
(Дети достраивают схему слова.)
Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.
Дети: -Нет, слово не закончено.
Дети: — КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: — Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.
(Дети читают хором и по одному.)
Логопед: -Сколько звуков в слове КОТ?
Сколько согласных звуков в слове? Какие они?
Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?
Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.
(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)
Логопед: — Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.
Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой — звук,.обозначается зелёным цветом.
Логопед: — Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?
Дети: — Слева, это начало слова.
Дети: — КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.
Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.
Дети: — Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?
(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).
Дети: -Получилось слово КИТ.
Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?
Дети: — В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.
— В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.
— В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.
— В слове КОТ звук [Т] в конце слова, и в слове КИТ звук [Т] в конце слова.
Логопед: -Молодцы! Дети, чем слова отличаются друг от друга?
Дети: -В слове КОТ звук [К] – согласный, твердый, а в слове КИТ звук [КЬ] – согласный, мягкий. В слове КОТ гласный звук[ О], а в слове КИТ гласный звук [И]- он смягчает впереди стоящий согласный звук [К].
ЗВУК К. (№1)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука [к]в слогах.
ка-ко-ку-кы | ко-ку-кы-ка | ку-кы-ка-ко | кы-ка-ко-ку |
ак-ок-ук-ык | ок-ук-ык-ак | ук-ык-ак-ок | ык-ак-ок-ку |
ак-ак-ак- бак, мак, так; | ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; | ||
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; | ык-ык-ык- бык; | ||
ик-ик-ик- пик, веник, финик; | ек-ек-ек- век, бег, снег; | ||
як-як-як- маяк, як. |
3. Послушай и повтори. Обведи капельки.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!...
4. Угадай слово, которое
заканчивается звуком [к]:
уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро...,
вени..., шнуро..., поро..., като..., замо...,
брело..., зна..., кло..., трес... .
5. Автоматизация звука [к] в словах.
Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.
ЗВУК К. (№2)
Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».
2. Угадай слово, начав его звуком [к], [к"]:
Окос, ...исть, ...ино, ...нига, ...ошка, ...ит, ...рот, ...ольцо,
...екс, ...олдун, ...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.
3. Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву-квы | кна-кно-кну-кны |
Кво-кву-квы-ква | кно-кну-кны-кна |
Кву-квы-ква-кво | кну-кны-кна-кно |
Квы-ква-кво-кву | кны-кна-кно-кну |
4. Названия, каких картинок звучат, похоже?
5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.
ЗВУК К. (№5)
1. Повторить чистоговорки.
2. Игра « Один-много».
Кабан – кабаны | кабина – кабины, | камень – камни, |
канава – канавы, | капкан - капканы, | конь – кони, |
кот – коты, | канат – канаты, | комета – кометы, |
конфета – конфеты, | команда – команды, | комната – комнаты. |
4. Повторить чистоговорки.
ЗВУК К. (№6)
1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.
2. Игра « Один-много».
Один бак – много баков | одна буква – много букв |
Один мак – много маков | одна тыква – много тыкв |
Один бук – много буков | одно окно – много окон |
Один паук – много пауков | один маяк – много маяков |
Один бык – много быков | один индюк – много индюков |
Один дубок – много дубков | один веник – много веников |
3. Повторить чистоговорку.
4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.
мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.
ЗВУК К. (№7)
1. Игра «Исправь ошибку».
3. Автоматизация звука [к] в словах.
Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.
ЗВУК Кь. (№1)
1. Автоматизация звука [к"] в слогах.
кя-кя - кя-кя-кя | кя-ке-кю-ки |
ке-ке - ке-ке-ке | ке-кю-ки-кя |
кю-кю - кю-кю-кю | кю-ки-кя-ке |
ки-ки - ки-ки-ки | ки-кя-ке-кю |
2. Автоматизация звука [к"] в словах.
Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.
3. Автоматизация звука [к"] в словочетаниях.
покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.
4. Повторить чистоговорки.
5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребёнка – детский сад №94
Тема: «Дифференциация звуков К –КЬ»
Подготовительная к школе группа.
Учитель – логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом ;
закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;
закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;
развитие общей и мелкой моторики:
развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;
воспитание внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Проверили осанку, развели лопатки,
Вдохнули покой, выдохнули напряжение.
П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:
«Улыбочка»- «Пятачок»
«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.
«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»
«Сосём сосульку – леденец».
«Заболело горлышко» /кашляем: кккха - кккха!»
Ш.Сообщение темы занятия.
Логопед: - По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.
Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли, на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.
КА - КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ
УП. Звуковой анализ и синтез слов КОТ КИТ.
Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.
КОТ –огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Логопед: -Это так? А как надо сказать?»
Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ
Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ
Назовите его:[ К]. Какой это звук?
Дети: - звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.
(выкладывают звук [К] (синий квадрат).
Дети: -КООООТ
Логопед: -Назовите его.
Дети: - Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.
(Дети достраивают схему слова.)
Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.
Дети: -Нет, слово не закончено.
Дети: - КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: - Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.
(Дети читают хором и по одному.)
Логопед: -Сколько звуков в слове КОТ?
Сколько согласных звуков в слове? Какие они?
Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?
Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.
(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)
Логопед: - Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.
Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой - звук,.обозначается зелёным цветом.
Логопед: -Молодцы! Дети, чем слова отличаются друг от друга?
Дети: -В слове КОТ звук [К] – согласный, твердый, а в слове КИТ звук [КЬ] – согласный, мягкий. В слове КОТ гласный звук[ О], а в слове КИТ гласный звук [И]- он смягчает впереди стоящий согласный звук [К].
Логопед: - Молодцы!
УШ.ФКМ. Выполнение движений под музыку.
Красота!
Красота!
Мы везём с собой кота,
Собаку?
Петьку –
Забияку,
Обезьяну,
Попугая-
Вот компания какая!
Вот компания какая!
1Х.Составление предложений по заданному слову.
Логопед: - посмотрите, дети, как красиво всё вокруг! Земля, деревья, первый снег, растения, игрушки, рыбки в аквариуме – какая красота!
А вот и Фея Красоты! Фея Красоты хотела бы узнать, как вы понимаете, что такое красота.
Д/игра «Объяснялки».Составление предложений со словом красота.
Х.Закрепление понятия «родственные» слова(однокоренные).
Логопед: – Дети, представьте, что мы вместе с Феей Красоты гуляем по волшебному саду и встречаем в нём Дерево Красоты, которое выросло из волшебной искорки. Посмотрите, полюбуйтесь, какое оно необыкновенно красивое! Выразим радость- ах!, восторг- ох!
Д/игра «Словесный сад»
Кто-то много лет назад
Посадил волшебный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло
Стало много новых слов!
Логопед: - Дети, подумайте и назовите слова, похожие на слово САД
Дети: Сад – рассада, посадил, садить. садовник, садик, садовый, высадить…
Логопед: Молодцы! Фея Красоты предлагает вам придумать родственные слова к слову КРАСОТА.
Дети: -Красавица, красивая, красотка, краса, краска, красивенькая, красулечка, красулька.
Логопед: -Молодцы! Фея Красоты очень благодарна вам за слова.
Х11.Формирование конструирования связного учебного высказывания на занимательном материале «Волшебная открытка».
Логопед: -Дети, сейчас мы вместе с Феей Красоты сядем за столы и поиграем в игру «Волшебная открытка».
Проверили осанку. Инструкция:
Положите игровое поле так, чтобы точки были над геометрическими фигурами.
Рядом с игровым полем, справа, положите: части открытки геометрическими фигурами вверх.
(По сигналу логопеда дети накладывают геометрические фигуры друг на друга. Если правильно наложить фигуры, то будет воспроизведена разрезная открытка
с цветным изображением.)
Логопед: - Полюбовались открыткой, а теперь будьте внимательны: вспомните, где находится жёлтый круг.
Дети: -Желтый круг находится….
Логопед: -Где находится зелёный прямоугольник?
Логопед: -Какая геометрическая фигура находится в нижнем левом углу?
Логопед: - Кто (или что) изображен на вашей открытке?
Логопед: Фея Красоты прощается с вами и говорит вам большое спасибо.
ХШ. Итог занятия. Логопед: -Палочку волшебную передавай, что понравилось на занятии – называй!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №94
Занятие
Тема: « Звук Р»
(второе занятие)
Подготовительная к школе группа
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Цель:
Закрепление правильного произношения звука «Р»;
Закрепление умения определять место звука в слове;
Составление предложений с заданным словом;
Развитие фонематического восприятия;
Развитие мыслительной деятельности детей;
Развитие памяти, внимания на линейный ряд;
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Оборудование:
Предметные картинки: роза, букет роз, сигнальные карточки, фишки – звуки, буквы, слоговые таблицы, настольное зеркало, « буква Р».
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Д/игра с мячом «Мяч кидай, слово повторяй».
Логопед: Рак, рука, робот, рыба, роза, рынок.
Логопед: - Сядет тот, кто повторит слова, которые мы повторяли.
П.Введение темы:
Логопед: –Дети, как вы думаете, какой звук мы сегодня будем повторять?
Дети: -Сегодня мы будем повторять звук [Р].
Логопед: -Молодцы! Правильно, сегодня мы будем повторять звук [Р].
Ш.Характеристика звука Р. Д/игра «Объяснялки».
Логопед: -Как вы думаете, звук [Р] – гласный звук или согласный?
Дети: - Звук [Р] – согласный звук.
Логопед: Объясните, почему звук [Р ] согласный звук?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р] воздух идет через рот и встречает преграду.
Логопед: – Объясните, какую преграду встречает воздух на своём пути?
Дети: - Язык. Язык поднят за верхние зубы и дрожит, когда воздух идёт через рот.
Логопед: - Проверим!
- « 1,2,3!» В зеркало смотри!
- «Едем на лошадке»:
Прискакал я к дому на лошадке
И сказал ей громко: «Трррррр….!»
«Летим на самолёте, заводим мотор –р-р-р……!»
Дети,объясните, в каком положении находится язык, когда мы произносим звук[ Р] ? губы? зубы?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р], язык находится вверху за верхними зубами.
Губы раскрыты и улыбаются.
Зубы разомкнуты.
Логопед: - Объясните, почему звук[ Р ]– звонкий или глухой? Проверяем!
Дети: - Звонкий! Потому что он произносится с голосом, мы это проверили тыльной стороной ладони.
Логопед: -Молодцы! Всё правильно объяснили! Загибаем пальчики, рассказываем всё о звуке Р.
Дети (загибая пальчики, рассказывают): Звук[ Р] – согласный звук, звонкий звук, твёрдый звук.
1У. Закрепление правильного произношения звука [Р] в словах, определение место звука в слове.
Логопед: - У вас на столах лежат картинки. Задание, слушайте внимательно:
« 1,2,3 –на картинку посмотри,
Слово верно назови, место звука в слове определи !»
Логопед: -Молодцы!
У. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: -Дети, прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется 2 раза:
Ра -ра-ру-ры ро-ро-ра-ры ры-ры-ра-ру
ар-ар-ор-ур ур-ыр-ар-ар ор-ур-ур-ар
У1. Соотнесение звука с буквой. Д/игра «Запоминалка».
Логопед: -Дети, рассмотрите картинки на «букве Р», запомните слова, я закрою « букву Р», а вы положите на стол столько полосок-слов, сколько картинок - слов вы запомнили.
Дети выполняют на столах.
Логопед: -Называем слова.
Дети называют.
Логопед: Я открываю « букву Р», а вы проверяете – проговариваем слова-картинки по порядку.
У!!.ФКМ. Устали! Сейчас мы отдохнем:
Вместе весело шагать по просторам,…
УШ. Звуко- буквенный анализ и синтез слова из 2-х слогов. Д/игра «Загадалки». Работа со схемами.
Логопед: -Дети, я загадала слово.(Дети кладут перед собой полоску-слово).
В этом слове 4 звука. (Дети выкладывают под полоской 4 квадратика – звука).
В этом слове 2 гласных звука.(Дети выкладывают 2 короткие полоски – слоги)
Догадались какое слово я загадала?
Дети: - Нет.
Логопед: - Почему вы положили 2 короткие полоски?
Дети: - Потому что вы сказали, что в слове 2 гласных звука. Мы знаем правило: -Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед:-Молодцы! Даю следующую подсказку: в первом слоге есть гласный звук[ О], находится в конце слога . (Дети выкладывают звук [О]).
Во втором слоге – гласный звук А находится в конце слога.(Дети выкладывают гласный звук [А]).
Превратите гласные звуки в гласные буквы.
Теперь вы наверное догадались, какое слово я загадала? (Дети: -Нет).
Слушайте следующую подсказку: звук, который мы сегодня повторяем, находится в начале слова, слышится твёрдо. (Дети выкладывают звук [Р]).
Обозначьте звук[Р] буквой Р.(Дети выкладывают букву Р). Догадались – какое слово?
Сейчас я дам вам последнюю подсказку. Это слово обозначает самый красивый и нежный цветок, его называют «царицей цветов» и у него есть колючие шипы. Кто догадался, обозначьте звук во втором слоге,какой звук? Превратите звук [З[ в букву З.
Читаем слово: РОООО-ЗААА, выделяем согласные звуки и поём гласные звуки. Молодцы! (Чтение слова детьми.)
Логопед: - Дети, а если первая буква в слове РОЗА будет большая – то, что это слово будет обозначать ?
Дети: - Имя девочки, имя женщины.Потому что мы знаем: имена пишутся с большой буквы.
1Х. Составление предложений с заданным словом.(картинки).
Х1. Итог занятия:
Мы сегодня старались произносить звук [Р] чётко, правильно и это у нас получилось.
Я дарю вам « букву Р» для выполнения домашнего задания. Вам надо подобрать слова – картинки со звуком [Р] и наклеить их на букву Р или нарисовать слова – картинки со звуком[ Р].
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
Похожие статьи