Что случилось с внуком вицина. Дочь георгия вицина надеется, что памятник ее отцу появится на арбате

Есть во Владимирской области село, добрая половина обитателей которого считает себя родственниками Георгия Вицина. А ведь на самом деле так оно и есть! И фамилия у них одна – Вицины. Немногим известно, что корни знаменитого артиста – великого комика Георгия Михайловича Вицина - находятся на владимирской земле, а именно в селе Небылом Юрьев-Польского района. Здесь родился его отец, здесь часто в юные годы и уже став популярным артистом бывал и Гоша или Гога, как называли и продолжают называть Георгия Михайловича небыловцы, лично знавшие его. Несколько последних лет своей жизни актёр вёл очень тихий и скромный образ жизни, не показываясь на телеэкранах. Его можно было увидеть только на сцене театра киноактёра или в театре на Таганке, где по выходным проходят вечера смеха с участием известных и не очень комиков. Георгий Михайлович там читал своего любимого Михаила Зощенко. И с одного из таких концертов, 16 сентября 2001 года, его увезли на «скорой» в больницу, но после того, как артист свой номер исполнил… В селе Небылое, откуда был родом отец Георгия Вицина, до сих пор живут дальние родственники актёра. У них хранится родословная семьи гениального комика, из которой выясняется, что после одной из войн XIX века, скорее всего Отечественной 1812 года, в селе появился поляк Вицен (Вицено или Вицена). Было ли это его имя или фамилия, - сейчас сказать уже невозможно. Но современная фамилия Вициных, видимо, идёт отсюда. Но, как бы там ни было, этому поляку ничто человеческое чуждым не казалось, и он женился на жительнице Небылого, построил свой дом. Через некоторое время в семье родились два сына – Егор и Иван. Повзрослев, в свою очередь, и те стали семейными. В их семьях начали подрастать дети. У Егора появились два сына, названные Михаилом и Кузьмой, и дочь. Двое сыновей родились и в семье Ивана. Одному из внуков поляка Вицена – Михаилу Егоровичу – и суждено было стать отцом известного актёра. По убеждению Нины Серафимовны Вицыной, дальней родственницы артиста, других Вициных на земле не существует. Все люди с этой фамилией происходят от поляка Вицена и его потомков. Сама же Н. С. Вицына, выходя замуж и следуя правилам правописания в русском языке, изменила в своей новой фамилии одну букву – «и» на «ы» после «ц» - и стала писаться Вицына вместо Вицина. С «ы» пишется фамилия лишь семьи Нины Серафимовны, а остальные представители семейства верны традиции. По поводу происхождения фамилии Вицин существует ещё одна версия. В Небыловской округе вицами назывались тонкие ивовые прутья, из которых плели корзинки. Они и могли послужить корнем фамилии. Вицины всегда были очень зажиточными. Они постоянно держали скотину и птицу. В памяти Н. С. Вицыной запечатлелась огромная стая гусей. Недалеко от их дома стояли принадлежавшие семье постройки, в разговорной речи звавшиеся «палаткой», «амбаром» и «житницей». Все Вицины отличались добротой, бескорыстием, скромностью, а порученное дело выполняли обязательно хорошо и ответственно. Артистичность – тоже их характерная семейная черта. Некоторые жители Небылого ещё помнят отца Георгия Михайловича и говорят, что он был «артист великий, весёлый и талантливый». Некоторым Вициным было подвластно копирование голосов, манер поведения односельчан. Всё это, как говорит Нина Серафимовна, им было дано природой. Да и внешней красоты и обаяния им было не занимать. Большинство Вициных, к тому же, и долгожители. В то время Небылое с окрестными деревнями и сёлами были стороной пастухов и каменщиков, и многие местные жители уходили на заработки в другие края. Так однажды поступил и Михаил Вицин. Оказавшись в чужой стороне, он женился, и весной 1917 года у молодой семьи в Петрограде (в 1917 году - в его окрестностях) родился сын, наречённый Георгием. - Будучи мальчишкой, - продолжала моя собеседница, - он каждое лето приезжал в Небылое к своему дяде Кузьме и его жене тётке Елизавете, которая прожила больше ста лет. Именно к ней Георгий приезжал уже в зрелом возрасте. Об этих временах сам Г. М. Вицин вспоминал вот что: «…в село Небылое, недалеко от Юрьев-Польского, в детстве часто бывал. Это родина моего отца. На телеге меня возили, дорога была плохая, и я трясся почти целый день – часов с 10 утра и до 8 вечера. Но зато окрестностями любовался. Места-то красивейшие! Когда смотрю на картину «Владимирка», снова вспоминаю детство, как меня возили на отдых в Небылое». По воспоминаниям свекрови Нины Серафимовны, Георгий Михайлович в свои юношеские годы во время приездов на родину отца часто катал на большой телеге, использовавшейся для перевозки сена, местных ребятишек, среди которых был и будущий муж моей собеседницы Владимир Вицин, доводившийся артисту троюродным племянником. В Небылом сохранился дом, где проводил своё беззаботное детство будущий великий комик. Правда, сейчас он серьёзно перестроен. В начале XX века в нём проживали двоюродная племянницу Г. М. Вицина Мария Николаевна Громова и её мать Мария Алексеевна, чей муж Николай Кузьмич был артисту двоюродным братом. Много работая, Георгий Михайлович часто разъезжал с концертами. Одним из пунктов таких гастролей он периодически выбирал Небылое. А как сюда не заехать, если киносъёмки велись в Суздале, что буквально в нескольких десятках километров от Небылого? Вспомните, например, ту же «Женитьбу Бальзаминова». - Георгий в Небылое приезжал много раз, - продолжала Нина Серафимовна Вицына, - но никогда он не был с семьёй, а всё время с артистами, каждый раз с концертом. Так, в 1962 году он был вместе с Нонной Мордюковой, в другой приезд – с кем-то из комедийной тройки – то ли с Юрием Никулиным, то ли с Евгением Моргуновым, сейчас уже точно не помню. Все концерты обязательно проходили с огромным успехом. Небыловцы подолгу их не отпускали. Клубу небыловскому он однажды аккордеон подарил. Его так потом и называли – «вицинский». Однажды, зайдя к своей тётке Елизавете, он оставил ей на столе 40 рублей на конфеты, когда та получала пенсию в три раза меньше. Об этом событии долго судачило всё село. А Мария Алексеевна Георгию Вицину дала очень краткую, но ёмкую характеристику: - Он был очень простой, Гошка-то. Из всех родственников артист больше остальных любил своего троюродного брата Дмитрия Прокопьевича Вицина, который жил в Орске. Он составил подробное генеалогическое древо их рода. Его дело продолжил и племянник. Георгия в Небылом все звали просто Гога Вицин. Очень часто можно было слышать: «Сегодня вечером по телевизору будет кино, где играет Гога Вицин!» или «К нам едет с концертом Гога Вицин!» - Моего сына Игоря в школе тоже звали Гога Вицын, - говорит Нина Серафимовна. А вот Марии Николаевне больше запали в душу моменты, когда она с родственниками посещала своего знаменитого дядю в Москве: - Жили они с женой Тамарой Фёдоровной и дочерью Наташей в Староконюшенном переулке. Мы к ним туда иногда приезжали. Георгий Михайлович очень любил встречать и угощать гостей. После нашего приезда сразу же бежал в один из ресторанов на Арбате и покупал что-нибудь вкусненькое. Угощая всех, сам спиртного никогда не употреблял. Обычно вечером приедет машина за ним – и увезут чуть не на всю ночь на съёмки. А Тамара Фёдоровна все новости про всех артистов расскажет. Были случаи, когда он привечал не только родственников, но и других жителей Небылого, приезжавших в Москву. О том, что артисту нравилось В Небылом, говорят его воспоминания: «…сметану я люблю, всё деревенское, натуральное. Рябину невежинскую, уважаю вишню, антоновку, анис. Только на этом и держусь. Люблю деревню, лес – там всегда покой, чувствуешь себя человеком, частью природы. Только при общении с природой и отдыхаешь, как следует…» - Последний раз в Небылое, - продолжает Мария Николаевна, - он приезжал лет за 15 до смерти, заходил к нам. Весть о смерти Вицина в 2001 году услышала по телевидению. Но на похороны поехать не смогла – тогда тяжело болела и в реанимации лежала мать. Действительно, известие о смерти стало шоком для небыловских родственников Георгия Вицина. Нина Серафимовна по этому поводу сказала следующее: - Я всё время считала, что такие люди должны жить всегда. И очень неприятен тот факт, что в последние дни жизни вокруг его имени было много спекуляций. Некоторые средства массовой информации поспешили объявить, что великий комик умирает в нищете. Ничего такого не было. Георгию помогал Никита Михалков и возглавляемый им Союз кинематографистов. А смерть наступила не из-за болезни, а из-за преклонного возраста. …Когда артист дарил автографы, он любил рядом пририсовать забавную рожицу – автошарж, на котором буквально несколькими штрихами воссоздавал образ прославившего его киногероя - Труса. Из книги: Хламов С. "Два "Дня": "Седьмой" и "Юрьев". Кольчугино, 2008.

Сегодня, 18 апреля, исполнилось 100 лет легендарному актеру Георгию Вицину. Артист всегда был закрыт, вел уединенный образ жизни, мало с кем поддерживал тесные связи. Тем не менее, у Вицина есть дочь Наталья.

Наследница артиста также оказалась творческой личностью. Она художник-график, среди ее работ – плакаты для фильмов "Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Неоконченная пьеса для механического пианино".

Как выяснили журналисты, сейчас

Наталье за 60 лет, но она все еще садится за мольберт. Хотя говорят, что работа не приносит ей дохода. Дочь актера живет на Большой Никитской в квартире, которую ей много лет назад подарил отец.

"Она редко выходит из дома. Получает пенсию, на эти деньги и существует. С нами, жителями ближайших квартир, почти не контактирует, а если и заговорит, обязательно просит никому ничего о ней не рассказывать – не любит внимания. Живет Наталья с гражданским мужем, его зовут Алексей. Он ходит за продуктами, оплачивает коммунальные услуги, выносит мусор. Гости у них бывают редко", – цитирует соседей Натальи Вициной Starhit.

Тем не менее, хотят наладить контакт с наследницей актера ближайшие родственники. Якобы артист всю жизнь был близок с двоюродным братом Валентином Ивановичем. Сейчас его внуки пытаются связаться с тетей Натальей Вициной.

Родня живет во Владимире. Близкие потеряли связь с наследницей артиста еще 15 лет назад, после смерти ее мамы в октябре 2001 года. "Уже много лет до Наташи не дозвониться, телефон в ее квартире молчит. Нам с супругом визит в столицу не под силу, ведь на руках маленькая дочка Машенька, двоюродная правнучка Георгия Михайловича. Обидно, что наша связь так резко оборвалась. . . " – рассказала журналистам Анастасия Курносова, жена Семена, двоюродного внука актера.

Он стал актером, чтобы избавиться от болезненной застенчивости. «Я пытался бороться с закомплексованностью, — вспоминал впоследствии Георгий Михайлович, — и меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории». Внешне ему это вполне удалось, вот только в душе он так и остался скромным, стеснительным. По словам тех, кто хорошо его знал, Вицин был, скорее, созерцателем, философом, погруженным в свой внутренний мир, но вынужденным время от времени надевать маску шута и выходить в ней на сцену или съемочную площадку.Всю жизнь Георгий Михайлович «жонглировал» своим возрастом. По документам он появился на свет в 1918 году в Петрограде, на самом же деле, был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне российский Зеленогорск. В 30 с лишним лет актер был одинаково убедителен в роли древнего деда Мусия («Максим Перепелица») и юного Васи Веснушкина («Запасной игрок»), потом в «Женитьбе Бальзаминова» и вовсе «помолодел» на 28 лет.

Вицину был под силу любой образ - мистик Гоголь в «Белинском», сексуально озабоченный старик Морозо в спектакле «Укрощение укротителя», скромный романтик Канарейкин в «Она вас любит». Но недаром некий пожилой актер, глядя на ужимки и прыжки молодого Вицина, мрачно и с пафосом произнес: «Обезьянка... Дурачок... Шут гороховый!». Больше всего мы любим комедийные роли актера - Сэма в «Деловых людях», Хмыря из «Джентльменов удачи», Волшебника из «Старой, старой сказки», пана Цыпу из «Кабачка «13 стульев» и, конечно же, Труса из знаменитых фильмов Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»...

Георгий Вицин редко давал интервью, объясняя это давней, еще с детских лет, нелюбовью к экзаменам. Его дочь Наталья тоже избегает общения с журналистами (видимо, это у них наследственное). Но аргументы у нее другие: «Думаю, даже согласившись побеседовать, отец не ответил бы ни на один ваш вопрос, зато загнул бы что-нибудь такое, что вы точно запомнили бы на всю жизнь, - например, прочитал какое-нибудь стихотворение или спел частушку собственного сочинения».

«ПАПА НА ОДИН ДЕНЬ ПОВЕЗ МЕНЯ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ ВЕЛАСКЕСА «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ»

- Наталья Георгиевна, наверное, все ваше детство прошло в киноэкспедициях - на съемках Георгия Михайловича?

Больше всего времени мы проводили в Ялте - там жила моя мама, будучи беременная мной, там я даже в школу пошла. Мы, дети, очень любили Ялтинскую киностудию. В ее дворе стояли кареты, фрагменты декораций каких-то башен и замков из сказок Птушко, среди которых так интересно было играть. Был там и огромный бассейн, правда, без воды, в нем снимали отдельные эпизоды фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Можно сказать, что я росла в сказке, и этим счастьем обязана папе.

- На киностудии Вицина, наверное, все очень любили?

Отношение к папе было двойственным. Я это очень хорошо знала, потому что общалась преимущественно с бутафорами, осветителями, ассистентами режиссера, а особенно с их детьми. С одной стороны, его зазывали, старались отпросить из театра на съемки хотя бы на два дня, с другой - с трепетом ждали его появления, потому что знали: если Вицин приедет, обязательно пойдет дождь и нельзя будет снимать.

Папа не любил солнца и обожал шторм, предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там нет никого из отдыхающих - только он и птицы. Вообще, обожал Крым, всегда снимал на домашнюю камеру дорогу из Симферополя в Ялту.

Хорошо помню одну историю: мы с ним на поезде приехали в Симферополь, на улице жара. Папа вышел из вагона в теплых ботинках, непромокаемом плаще и с зонтом. «Георгий Михайлович, - рассмеялся встречающий нас ассистент режиссера, - вы немного не по погоде оделись, на небе ни единого облачка!». - «Ничего, - ответил папа, - природа меня любит, она меня не подведет».

Сели в машину, доехали до перевала - солнце. Начали спускаться к морю - увидели удивительную картину: все побережье затянуто тучами и идет дождь. «Откуда он взялся, - недоумевали ассистент и водитель, - еще час назад небо было абсолютно чистым?!». Я посмотрела на папу - он хитро улыбался. Мне тогда показалось, что он у меня немного волшебник: как задумает, так и будет.

- Георгий Михайлович хотел, чтобы вы стали актрисой?

Нет, у меня с детства проявились склонности к рисованию, и папа этим очень гордился. Его родной брат был профессиональным художником и скульптором, учеником знаменитой Веры Мухиной, ассистировал ей во многих работах, в том числе и в тех, которые она делала для своей выставки в Париже. Папа тоже неплохо писал и лепил, у него просто не было времени, чтобы этим заниматься. Но как-то они с дядей на спор лепили портреты друг друга, так у папы получилось ничуть не хуже, хотя он никогда этому не учился.

- Разве ваш отец не мечтал с детства стать актером?

Так оно и было. В дневниках, которые папа вел с юных лет, я прочитала, как он, злостный безбилетник, тайком пробирался в театр: нужно было быстро пробежать мимо швейцара и пробраться на балкон, а еще лучше - на колосники... Он знал наизусть все роли и часто представлял себя на месте любимых актеров. Но и краски с холстом его манили тоже.

- Возможно, в вас он видел воплощение своей несбывшейся мечты о живописи?

Папа старался воспитывать во мне художественный вкус. Помню, когда я была совсем маленькой, он на один день повез меня в Киев только для того, чтобы показать «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, который считал уникальным. Причем, чтобы вырваться, ему пришлось сделать какие-то немыслимые перестановки в своем съемочном графике - у него ведь каждый день был расписан. Заодно отец показал мне и Киев, который очень любил. Самое большое впечатление на меня тогда произвел Андреевский спуск и стоящая в самом его начале красивейшая церковь Растрелли.

- Георгий Михайлович был строгим родителем?

Скорее, требовательным. Он не терпел нравоучений и никогда меня не ругал, но одного его взгляда было достаточно, чтобы я сделала так, как он хочет. Даже повзрослев, курить в его присутствии я стеснялась. Он был человеком серьезным, но в общении всегда оставался хохмачом - мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал легкостью почти мальчишеской. А вот за хохмы мама его всегда ругала, потому что за годы супружества наслушалась столько, что это был уже явный перебор.

«ГЕРОИЧЕСКИЕ РОЛИ ОН СЧИТАЛ СКУЧНЫМИ»

- За что Георгия Михайловича в свое время исключили из Щепкинского театрального училища?

Он не посещал политинформации (ему это было неинтересно), а официальная формулировка гласила: «За нарушение учебной дисциплины». А ниже в приказе на отчисление написано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ, и стоит личная подпись Николая Павловича Хмелева, который взял его к себе на курс. Хмелев многому научил папу, они были не только учителем и учеником, но и друзьями.

- Хотя это не помешало вашему отцу увести у Хмелева жену - актрису Дину Тополеву?

Ну, можно сказать и так, хотя это поверхностная формулировка. Речь ведь идет не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьезных отношениях двух людей. Папа с Диной прожили вместе 20 лет. Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам. Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими и не пошлыми, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, мало кому понятны.

Даже когда они расстались и папа женился на маме, он все равно продолжал общаться с Диной, как с близким другом, а я воспринимала ее как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, когда достигла возраста, в котором не обо всем можно рассказать родителям, именно Дина стала моей лучшей подругой.

Она ведь старше папы, но казалась мне самой молодой и веселой. В ней было то обаяние, которое встречается только в актерах, яркость эмоций, умение рассказывать. А какие у нее были подружки-актрисы! Они жили в каком-то особом мире любовных писем, записочек, вечеринок, чаепитий и увлекательнейшего общения - сейчас такого уже не существует. Эти дамы любили театр как сосредоточение искусств, а не как средство для заработка.

Многие комедийные актеры болезненно переживали отсутствие серьезных ролей. А как на это реагировал ваш отец?

В начале карьеры никто не прочил ему комедийного амплуа, у него были вполне серьезные театральные и киноработы. Режиссер Григорий Моисеевич Козинцев, снимавший фильм «Белинский», где папа сыграл Гоголя, очень высоко ценил его талант и хотел работать с ним дальше. А увидев его в «Псе Барбосе», очень сожалел, что такой актер начал сниматься в комедийных картинах. У нас сохранились письма от Козинцева к отцу, я их читала.

У папы были пробы, например, на роль Овода, которого потом сыграл Олег Стриженов, однако он себя в ней не представлял. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд... Но Бастер Китон с непроницаемым лицом (его еще называли комиком без улыбки) был отцу, пожалуй, ближе всех. Серьезные и героические роли он считал скучными. Высшим пилотажем для него была трагикомедия, и все его персонажи были именно такими.

- В том числе и самая любимая его роль - в фильме «Женитьба Бальзаминова»?

Не могу сказать, что она была для него самой любимой, но самой желанной - точно. Отец со своим другом, кинорежиссером Константином Воиновым, задумали экранизацию пьесы Островского еще в Школе-студии МХАТ, где вместе учились. Когда такая возможность у них, наконец, появилась, были безумно счастливы. Я, тогда еще ребенок, хорошо запомнила атмосферу, царившую на площадке, - люди не столько работали, сколько получали удовольствие.

Снимали в Суздали, бывшей тогда еще тихим провинциальным городом. Все наслаждались настоящей жизнью! Им не помешало даже то, что папе было уже хорошо за 40, а его герою, Мишеньке Бальзаминову, около 20-ти. А самой любимой его работой был сэр Эндрю из шекспировской «Двенадцатой ночи». Отец очень гордился, что ее хвалили англичане: дескать, он очень точно ухватил суть их национального юмора.

- А как Георгий Михайлович относился к незабвенному Трусу из знаменитой гайдаевской троицы?

Считал эту роль редкой творческой удачей.

Отец, кстати, всегда говорил, что Трус по-человечески очень близок ему - он ведь тоже в душе поэт. А поскольку папа очень хорошо его чувствовал, то придумывал для него всякие смешные штучки.

Например, в сцене, когда Трусом вышибают дверь, предложил крикнуть: «Поберегись!». Но самая главная его находка - эпизод, в котором Трус, Балбес и Бывалый перегораживают Нине дорогу. Все, что происходит там с отцовским героем, он придумал сам. Ему это доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие, все-таки по натуре он больше режиссер, чем актер. Правда, рассказывая об этом, папа всегда благодарил Гайдая - говорил, что работать с ним было очень легко.

- Тем, что Георгий Михайлович всегда выглядел значительно моложе своих лет, он обязан занятиям йогой?

У него была собственная система владения собой, своим телом. Папа ведь ровесник революции, он появился на свет в 1917 году, его детские годы пришлись на гражданскую войну, разруху. Его мама, моя бабушка, воспитывала двух сыновей одна, они голодали. У отца было очень слабое здоровье, поэтому при первой же возможности она устроила его в так называемую Лесную школу, где детей и лечили, и учили. А при этой школе действовал самодеятельный театр, где преподавали старые актеры. Одной из дисциплин были дыхательные упражнения по системе йогов. Папа настолько увлекся ею, что потом всю жизнь серьезно и глубоко занимался физиологией человека, изучал всевозможные практики, позволявшие владеть собой.

Во всем, что касается здоровья человека и, главное, духовного отношения к своему внутреннему миру, он разбирался очень хорошо. Мог, например, восстановить силы за пять минут - просто засыпал и просыпался совершенно отдохнувшим. Мог замедлить пульс чуть ли не до 20 ударов - я сама это не раз проверяла.

Папа считал, что такие умения в его профессии просто необходимы, и часто делился своими знаниями с молодыми актерами. Еще он знал какие-то упражнения и приемы, позволяющие за короткое время омолодиться, - у него всегда спрашивали совета актрисы, с которыми он работал.

«СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ ИЗ ТЕАТРА ОТЕЦ НАПИСАЛ КАК РАССКАЗ В ДУХЕ ЗОЩЕНКО»

- Правда, что ваш отец коллекционировал афоризмы?

Он был неисправимым книголюбом и собирал библиотеку, наверное, там были и сборники афоризмов, но больше, конечно, он сам их сочинял. А как смешно показывал в лицах! Меня этот фонтан юмора иногда даже подавлял. Я понимала, что сама так не смогу никогда, поэтому и не рассказывала в его присутствии анекдотов - мои потуги на актерство казались мне смешными и беспомощными.

Отец был творческим человеком абсолютно во всем.

Например, заявление об уходе из театра (папа, если его совсем уж доводили, мог проявить крутой нрав) он написал как юмористический рассказ в стиле своего любимого Зощенко - получилось настоящее произведение искусства, у меня сохранились черновики. Оно настолько комично и одновременно грустно, что над ним можно просто рыдать. Но главное - текст был неофициальным: отец терпеть не мог шаблоны и стандарты.

- А что Георгий Михайлович читал?

Увлекался философией, любил классику, особенно Толстого, обожал письма и дневники великих людей. Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело - во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что - отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься...

- Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?

У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того - еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, - в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте.

Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака - у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.

Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге - например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне.

О любви Георгия Михайловича к животным ходят легенды. Директор Музея трех актеров Владимир Цукерман рассказывает, что он каждый день выходил во двор с несколькими пакетами пшена, которое скармливал голубям.

Когда я покупала ему одежду, он первым делом смотрел на карманы и говорил: «Нет, это мне не подходит, здесь маленькие. Почему не делают большие, чтобы влезал пакет с крупой?». И я старалась выбирать вещи с огромными карманами, а если не удавалось найти ничего подходящего, пришивала их сама. Вы не представляете, насколько уникальным было его общение с птицами, которые всегда - в любую погоду! - ждали его прихода.

Когда папа заболевал или был занят на концерте, просил меня пойти покормить пернатых. Как будто оправдываясь, говорил: «Наверное, это была глупая затея - начать их кормить, но если уж принялся, нельзя бросить. Они голодны и будут ждать». И я шла.

Поначалу мне даже бывало стыдно, что занимаюсь этим, но потом общение с ними дало мне возможность правильно чувствовать окружающий мир. Иногда я даже думаю: может, это и есть самое главное в нашей жизни? Птицы меня не знали, но, увидев папину собаку, тут же начинали слетаться. Я переходила с одной улицы на другую, они парили над крышами. Я садилась на скамейку - они принимались играть с собакой. Вороны даже таскали ее за хвост.

- Невероятно!

Возможно, кто-то подумает, что рассказываю сказки, но так оно и было. Они прилетали больные, со связанными проволокой лапками, и папа просил меня помогать ему распутывать их. Какое-то время спустя спасенные прилетали к нам вместе со своими птенцами. Они ждали папу около подъезда, некоторые подлетали к нашим окнам и заглядывали в них. Конечно, птицы быстро привыкают к тому месту, где живут, но ведь была не голубятня, а обычная городская квартира на девятом этаже. Всегда ждали отца и дворовые собаки, которых он подкармливал чем мог.

«ПУБЛИКАЦИИ О ТОМ, ЧТО ОТЕЦ УМЕР В НИЩЕТЕ, МЕНЯ ОСКОРБЛЯЮТ»

- Сколько собак было у вас дома?

Три - всех отец подобрал на улице. Пса Мальчика нашел зимой, в тот год она была особенно холодной, и бедняга замерзал на улице: хоть и лежал на том месте, где проходят трубы теплоцентрали, двигаться уже не мог.

Папа притащил его домой на руках. Мальчик попал к нам уже взрослым псом со сформировавшимся свободолюбивым характером, поэтому обитать с ним в одной квартире было трудно, но он очень любил отца.

Потом отец еще одну собаку привел. Третью, которая до сих пор живет у меня, нашел на Калининском проспекте. Она была совсем щеночком, он наклонился, чтобы ее покормить, а она оказалась очень хитрой и, вместо того чтобы поесть, запрыгнула ему на руки. Так он с ней домой и пришел. Мама воспротивилась: «Хватит уже псов в доме!». Папа в ужасе, что придется выбросить собачонку на улицу, позвонил мне: «Срочно приходи, очень серьезное дело!»

Со мной отец всегда шутил, поэтому, когда я услышала его трагический голос, у меня чуть сердце не выскочило: бегу, а у самой перед глазами возникают картины одна страшнее другой. Забегаю в подъезд, а он со щенком сидит возле лифта: «Мама не пускает ее домой, забирай». Мне повезло, псинка оказалась самой маленькой по размеру, потому что остальные две были огромными.

Правда, со временем и их пришлось забрать - после смерти отца маме очень тяжело было за ними ухаживать. Одна умерла от старости, вторая убежала, а эта вот осталась. Она у нас - звезда экрана: когда делают телепрограмму или фильм о папе, ее обязательно снимают.

- Как Георгий Михайлович отнесся к перестройке и всему, что за ней последовало?

Философски. Помню его слова: «Сейчас все сломают, потом еще раз построят. Снова сломают и снова построят. Ничего нового в этом мире нет».

- Много пишут, что в последние годы жизни он очень бедствовал...

Честно говоря, публикации о том, что отец умер в нищете, меня оскорбляют. Да, у него действительно была небольшая пенсия, но в то время многие люди находились в подобном положении. Сами понимаете, когда коренным образом меняются условия жизни, первым этапом для всех становится шок. Люди пытаются понять, как жить дальше, но со временем приспосабливаются.

Молодые пережили то время гораздо легче, чем пожилые, у которых активный возраст давно прошел. Тем, кто в свое время не создал себе материальную базу, пришлось тяжело. Отец денег не накопил, это было абсолютно не в его характере. Он не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания. Жил, как свободный художник, в материальном плане довольно безалаберно. После перестройки взамен старых мастеров тут же появились какие-то звезды, получающие совершенно заоблачные гонорары, но отец был уже очень пожилым человеком.

- Но до последних дней работал - принимал участие в сборных актерских концертах...

С одной стороны, он вынужден был это делать - концертные гонорары были неплохой прибавкой к пенсии. С другой - эти выступления помогали ему держать себя в форме. Папа любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь - все! Надо все время шебуршиться!». И добавлял: «Меня спасают собаки - подходят утром, бьют лапой и говорят: «Давай просыпайся - мне надо в туалет!». Деваться некуда, приходится вставать».

Из знаменитой троицы Вицин - Никулин - Моргунов Георгий Михайлович, будучи старше всех по возрасту, ушел последним. Он тяжело переживал смерть коллег?

Конечно, у них ведь были очень теплые отношения. Первое время они часто встречались на концертах - они тогда были нарасхват, все старались их к себе заманить. Потом, когда Никулин стал руководителем и часто уезжал со своим цирком на гастроли, начали видеться реже. А вот с Моргуновым, с которым пересекались на актерских концертах, наоборот, чаще. И семьями мы больше дружили с Моргуновыми.

Ну а к тому времени, когда их не стало, ушли и почти все друзья отца - детские, юношеские. Он в этом смысле остался совсем один и, наверное, как-то научился справляться со своей скорбью.

Из-за того, что он молодо выглядел, многие события, связанные с ним, воспринимались неправильно. Например, журналисты часто пишут, что отец был нелюдимым, не любил компаний. Забывают, что речь идет о человеке преклонных лет...

У папы тоже были и веселые компании, и загулы до утра, но в другом возрасте. Многие в такие годы вообще отгораживаются от мира, закрываются в четырех стенах и не хотят ни с кем общаться. А он, - и это удивительно! - даже будучи очень пожилым, оставался публичным.

- Со временем имя Георгия Вицина все больше и больше обрастает легендами...

Наверное, это оправдано современной жизнью, ведь они лучше воспринимаются и быстрее усваиваются. Отец был абсолютно прав, не давая интервью: миф должен оставаться мифом, не стоит его разрушать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Георгий Вицин, из тех актёров, которые знают и помнят миллион. Он из тех актёров, которые за время своей карьеры дарят людям просто нереальные эмоции, и поражает своим талантом всех коллег. Он прожил прекрасную жизнь, заслужил звание великого актёра, но при этом умер в бедности. Такая судьба часто складывается у известных и при этом не корыстных людей. Умер в бедности, но после себя оставил немыслимое богатство в виде своего творчества, которое актуально до сих пор, и будет нравиться публике даже через много лет.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Георгия Вицина

Подтянутый и красивый Георгий всегда интересовал слабый пол. Про актёра не известна такая информация, как рост, вес, возраст. Годы жизни Георгия Вицина, это единственная информация из таких параметров, которая доступна. Он умер в возрасте 84 года в 22 октября 2001 года. Национальность актёра так же многих интересует и стоит сказать, что он русский. За время своей карьеры он подарил миру рекордное число работ, принял участие в 300 работах. Эта цифра заставляет задуматься о великом таланте Вицина и о том, что актёрское искусство было его настоящим призванием.

Биография и личная жизнь Георгия Вицина

Родился Георгий в городе Зеленогорск. По официальным данным родился актёр 1918 года, но его мама поменяла дату на год вперёд, потому что хотела, чтобы сына взяли в оздоровительный лагерь, а он не проходил по возрасту.

Не успев Вицину исполнится год, как семья переехала в столицу России. Рос Георгий мальчиком очень застенчивым и когда он объявил, что хочет стать артистом, удивлению окружающих не было предела. Но в школьные годы Вицин понял, что со своим характером необходимо бороться и пошёл учиться в местный театральный кружок.

После школы парень поступает в училище Малого театра, но, даже не успев он закончить первый курс, как его отчислили и обвинили в не серьёзном отношении к обучению. Конечно данный момент биографии не оставил нашего героя равнодушным и он настолько был задет таким замечанием во время отчисления, что после подал документы в целых три Вуза. Позже его звали учиться во все три заведения, но выбрал Георгий училище имени Вахтангова. А проучившись несколько месяцев, перевёлся во МХАТ.

В театре парень стал сниматься сразу после окончания актёрского обучения. В течении тридцати трёх лет он работал в театре имени Ермолаевой. За время карьеры актёр сыграл очень много ролей в этом театре, но самой значимой, которая подарила Вицину небывалый успех и любовь зрителя, является постановка: «Укрощение укротителя».

Фильмография: фильмы с участием Георгия Вицина в главной роли

В фильмах актёр начал сниматься в 1951 году, тогда его первой работой стала эпизодическая роль в фильме «Иван Грозный». А уже немного спустя ему удалось попасть на главную роль в фильме «Белинский», где мужчина играл писателя Гоголя. Интересно то, что в течение карьеры он ещё трижды будет играть этого писателя, из-за схожести и убедительного перевоплощения.

Фильмография актёра наполнена как драматическими, серьёзными, так и комедийными ролями. Хотя прославился он больше как комик, а причиной тому стали такие известные фильмы, как: «Запасной игрок», «12 стульев», «Джентльмены удачи».

Биография и личная жизнь Георгия Вицина всегда протекала спокойно. Актёр не любил собирать вокруг себя шум и не считал себя каким-то особенным. Всё, что он хотел – это дарить радость людям. В личной жизни у актёра было всего 2 любви, с первой он жил в гражданском браке много лет, а вторая женщина стала его законной женой.

Семья и дети Георгия Вицина

Мать Георгия является героической женщиной, потому что свою семью она подняла на ноги практически самостоятельно. Отец Вицина прошёл войну, вернулся с серьёзными травмами, очень много болел, поэтому рано умер. Матери приходилось много работать и заниматься воспитанием сына.

Своя семья у мужчины тоже была. От второй жены у него даже родилась прекрасная дочка и уже есть внуки. Жена Тамара старалась находиться возле мужа вплоть до самой смерти. Семья и дети Георгия Вицина всегда были для него главной опорой.

Дочь Георгия Вицина – Наталья Вицина

Дочь Георгия Вицина – Наталья Вицина родилась во втором браке актёра. Женщина долгое время проработала художником – декоратором. Сейчас Наталья уже находится на пенсии, но всё равно продолжает рисовать, хотя никакого заработка это занятие больше не приносит. Живёт она в большой Московской квартире, которую оставил ей отец и на связь с родственниками не выходит. Многие родственники отца пытаются связаться с Натальей, но она живёт самостоятельной и тихой жизнью. С отцом Наталья была очень близка, и с самого детства вспоминает только лучшие и самые трепетные моменты.

Бывшая жена Георгия Вицина – Надежда Тополева

Первая любовь Георгия работала с ним в одном театре. Бывшая жена Георгия Вицина – Надежда Тополева тоже была актрисой и отдала театру имени Ермолаевой около 30 лет. Интересно то, что она была на тот момент уже замужем за учителем Вицина. Но, невзирая на это, актёры позже помирились, а учитель, Николай Хмелёв простил жене измену. В гражданском браке, пара прожила 20 лет, и всё до того момента, пока Вицин не встретил свою будущую жену. Хотя и после расставания Георгий всё равно помогал Надежде как финансово, так и морально.

Жена Георгия Вицина – Тамара Фёдоровна

Интересно то, что жена Георгия Вицина – Тамара Фёдоровна тоже работала в театре, но она была костюмером. Их знакомство произошло случайно и полностью перевернуло всю жизнь. Произошло это на пасху, когда Тамара зашла в костюмерную к актёрам, а Вицин в тот момент зашёл с крашеными яйцами, чтобы «похрисаться». Они просто посмотрели друг другу в глаза и поняли, что влюбились. Такие истории заставляют улыбку проявиться на лице. Позже Георгий ушёл от гражданской жены, женился на Тамаре, а через два года у них уже родилась дочь.

Причина смерти Георгия Вицина. Похороны актера

Умер, из-за заболевания сердца и печени, болел мужчина на протяжении многих лет, это и есть причина смерти Георгия Вицина. Похороны актёра состоялись на Ваганьковском кладбище. Попрощаться с Вициным пришли не только семья, но и знаменитые актёры, которые восхищались работами актёры. Вицин был легендарным человеком и поэтому в его родном городе Зеленогорске был установлен памятник актёру. На его примере учиться множество молодёжи, которая мечтает стать великими. После себя он оставил миру настоящее богатства в качестве своих работ.

Википедия Георгия Вицина

Георгий очень не любил шумихи вокруг своего имени. Он был скромным с детства и хоть в юности переборол свой характер, многие черты всё же остались. Но это было поведение настоящего любителя своего дела. Он жил не ради славы, а ради того, чтобы заниматься тем, что он так искренне любил. Мало кто знает, что Георгий занимался йогой и следил за питанием, что конечно сложно представить, учитывая роли пьяниц, которые он часто играл. Но друзья вспоминают, как он часто во время перерывов отходил в сторону и делал пару асан из йоги. Википедия Георгия Вицина расскажет вам ещё интересные факты его биографии. После его ухода из жизни мир потерял великого актера, но огромное ему спасибо за творчество, которое он после себя оставил.

Георгий Вицин, по мнению многих, один из самых недооценённых советских и российских артистов, и до сих пор в информации о его биографии и личной жизни существуют неточности.

Первые неточности, связанные с биографией и личной жизнью Георгия Вицина, относятся к месту и году рождения. По официальным данным, он родился в 1918-м году в Петрограде, но впоследствии исследователи уточнили, что на самом деле он родился в 1917-м году в Териоки.

Семья Георгия никаким образом не была связана с театром. Мало информации о перипетиях в биографии и личной жизни родителей Георгия Вицина, известно лишь, что оба по национальности русские, и отец достаточно рано ушёл из жизни.

Актер Георгий Вицин

Детство и юность

В 1918-м году Вицин с матерью переезжают в Москву. Он рано почувствовал, что хочет быть актёром. Ещё в школе начал посещать драмкружок, где за ним закрепилось амплуа отрицательных героев.

После школы Вицин поступает в Щепкинское театральное училище при Малом театре. К сожалению, достоверных сведений и фото об этом периоде биографии и личной жизни Георгия Вицина практически нет.

По существующей версии, Вицина отчислили с первого курса училища за «несерьёзность» и отсутствие таланта, что явно не соответствовало действительности. Представить себе Вицина, легкомысленно относящимся к актёрской профессии, практически невозможно.

Георгий Вицин в детстве

В 34-м году Вицин поступает в другое знаменитое театральное училище – Щукинское. По неясным до сих пор причинам из этого училища он перевёлся в студию Второго МХАТа, где одним из его педагогов была знаменитая в ту пору Серафима Германовна Бирман. К Вицину она относилась по-особенному, чувствуя в нём огромный потенциал, и уже тогда заметила наметанным глазом его характерную актёрскую фишку – «вольтеровскую улыбку».

Актёрская карьера

С 1936-го по 1969-й год Георгий Вицин играл на сцене театра Ермоловой. Наиболее значительные роли сыграны им в спектаклях:

  • «Укрощение укротителя»
  • «Как вам это понравится»
  • «Счастье»
  • «Люди с чистой совестью»
  • «Дикари»
  • «Двадцать лет спустя»

Это было время, когда зритель ходил в театр специально «на Вицина». Уже тогда проявился дар его неувядающей молодости. Совершенно невозможно было угадать, сколько ему лет на самом деле? В спектакле «В добрый час» он несколько сезонов подряд играл семнадцатилетнего, хотя сам давно перешагнул сорокалетний рубеж.

Георгий Вицин в фильме «Деловые люди»

Партнёры в театре его любили и уважали, но при этом запросто называли «Гошей», на что он, впрочем, не обижался. Вицин ни к одной роли не подходил формально, всегда придумывал что-то новое и вносил коррективы в мизансцены, с которыми соглашались ведущие режиссёры. Парадоксально, но потрясающе молодо выглядящему Вицину лучше всего удавались роли трагикомичных стариков.

К сожалению, видео спектаклей, в которых играл Вицин, не сохранилось.

Фильмография

Первую роль в кино Георгий Вицин сыграл в 45-м году в фильме «Здравствуй, Москва!» Затем в трёх фильмах подряд — «Глинка», «Весна», «Белинский» — Вицин играет роль Гоголя, настолько он получался похожим и убедительным.

Настоящая слава пришла к Вицину в 54-м году после роли Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок». Тридцатисемилетний Вицин блистательно сыграл двадцатипятилетнего спортсмена-новичка, и сразу стал народным любимцем.

Георгий Вицин в фильме «Здравствуй, Москва!»

Другие значительные роли Вицина в фильмах 50-х годов:

  • «Максим Перепелица»
  • «Двенадцатая ночь»
  • «Убийство на улице Данте»
  • «Дон Кихот»
  • «Девушка с гитарой» и других.

Несмотря на огромную популярность, Георгий Вицин всегда оставался исключительно закрытым и скромным человеком, не особо любил, когда поклонники просили подписать фото, избегал комментариев относительно своей биографии, личной жизни, детей и т.д.

1961-й — год особенный в судьбе Вицина. После выхода фильма Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» на свет родилась неповторимая, легендарная троица Трус, Балбес и Бывалый. Интересно, что сразу без кинопроб на роль Труса был утверждён только Вицин, а Никулину и Моргунову пришлось побороться за эти роли.

Георгий Вицин в фильме «Пёс Барбос и необычный кросс»

В общей сложности троица приняла участие в девяти полнометражных фильмах. Безусловно, самыми известными из них являются комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

В дальнейшем Георгий Вицин сыграл роли и принял участие в качестве актёра озвучивания и дубляжа в великом множестве проектов. Самые значительные роли Вицина:

  • «Женитьба Бальзаминова»
  • «12 стульев»
  • «Джентльмены удачи»
  • «Неисправимый лгун»
  • «Не может быть!»
  • «Путешествие пана Кляксы»

После 94-го года он в кино уже не снимался.

Георгий Вицин в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Георгий Вицин – Заслуженный артист РСФСР и Народный артист СССР, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими наградами.

Личная жизнь

В личной жизни в известной мере проявилась противоречивость натуры Вицина. Тихий, в высшей степени тактичный человек, чьим девизом было «оставаться незаметным», он, тем не менее, отбил жену у руководителя театра Ермоловой — Николая Хмелёва.

С Диной Тополёвой, актрисой, он прожил в гражданском браке двадцать лет. Трудно сказать, что послужило причиной расставания. Возможно, Георгий Вицин начал задумываться о том, что в биографии и личной жизни должны быть и дети, а Дина была старше, чем он, на шестнадцать лет и не могла родить по естественным причинам. Но даже расставшись и уже будучи семейным человеком, он не забывал её, снабжал продуктами и лекарствами до последнего её часа.

Георгий Вицин с женой Тамарой Мичуриной

С официальной женой, Тамарой Мичуриной, Вицин познакомился тоже в родном театре, где она устроилась работать бутафором. Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Наталья. Георгий Вицин никогда не был участником скандалов и интрижек, и сохранял верность супруге всю жизнь.

Удивительно, но с личностью Вицина, всю жизнь стремящегося оставаться незаметным, связано множество интересных подробностей, и упомянуть можно лишь некоторые:

  • Касса, которую собрали по всему миру «Пёс Барбос» и «Самогонщики» — порядка 150-ти миллионов рублей. В Голливуде Вицин, безусловно, был бы миллионером.
  • Вицин не ел мяса, всерьёз занимался йогой и медитацией, и это помогало ему долгие годы сохранять молодость.
  • Вицин трепетно относился к животным, регулярно подкармливал кошек, собак и птиц. На его похоронах собралось много бездомных животных – они прощались со своим благодетелем.
  • Вицин не притрагивался к алкоголю. Единственный раз, когда ему пришлось выпить – в знаменитой сцене возле пивной бочки в «Кавказской пленнице», когда звучит диалог «- Жить, как говорится, хорошо! – А хорошо жить – ещё лучше!» Никакие другие напитки, кроме натурального пива, не желали пениться, и Вицину пришлось выпить единственный раз в жизни.
  • Многие знаменитые сцены и реплики в комедиях Гайдая – это импровизации Вицина на съёмочной площадке. Ему принадлежит авторство слов «Чей туфля?», живой щит на дроге, преграждающий путь машине в «Кавказской пленнице» и множества других находок.
  • Вицин был великолепным графиком. Его карикатуры и шаржи сделаны мастерски.
    Свою большую квартиру в центре Вицин подарил дочери, а сам с женой жил в небольшой «хрущёвке».

народный артист Георгий Вицин

Смерть Георгия Вицина

Здоровье Георгия Вицина резко ухудшилось в 2001-м году. На одном из концертов, в которых он участвовал, ему стало плохо. Дочери удалось помесить его в элитную клинику, но годы взяли своё, сыграли свою роль серьёзные проблемы с сердцем, и 21-го октября великого актёра не стало.

Удивительно, но самая скромная звезда нашего кинематографа оставила один из самых заметных следов в истории кино. Вицина помнят, Вицина любят, и будут любить, пока живы театр и искусство кино.

Похожие статьи