Кто такой баптист. Кто такие баптисты и чем они занимаются

БАПТИСТЫ: зловредная секта или признанная церковь?

В последнее время в тверской прессе наблюдался ряд публикаций, авторы которых высказывали свое предвзятое мнение о баптистах. Это побудило меня подготовить эту статью, в которой сделана попытка объективно осветить этот вопрос.

Кто же они?

Вот что говорит о христианах-баптистах Большая Советская Энциклопедия: "Баптисты (от греч. baptizo - окунаю, крещу путем погружения в воду). Приверженцы одной из разновидностей протестантизма. Согласно вероучению баптизма, спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры - Священное Писание".

Формально баптизм возник в эпоху Реформации в начале XVII века. Однако утверждать, что баптизм как учение берёт начало в это время, в корне не верно. Христиане-баптисты не придумали ничего нового, а только вернулись к принципам христианской веры, ясно изложенным в Священном Писании. В вероучении и проповеди главное место занимает нравственно-назидательная проблематика. Основное внимание на богослужениях уделяется проповеди, с которой выступают не только пресвитеры, но и проповедники из числа рядовых верующих. Большое значение в богослужении придается пению: хоровому, общему, сольному. Важной составной частью богослужебного собрания являются общие и индивидуальные молитвы. Основными актами священнодействия являются водное крещение по вере и хлебопреломление (причастие). Крещение у баптистов совершается путем погружения крещаемого в воду. Этому акту придается духовный смысл: принимая крещение, верующий человек "умирает со Христом", а, выходя из вод крещения, "воскресает со Христом" для новой жизни. Кроме того, осуществляются бракосочетания, молитвы благословения детей, погребения умерших. Всё это проводится бесплатно.

Баптисты в России

Началом евангельско-баптистского движения в России считается 1867 год, когда в реке Куре в Тифлисе (Тбилиси) был крещён Н.И.Воронин, ставший впоследствии одним из известных и активных проповедников Евангелия. В 60-70-е годы баптизм распространился на Украине, Кавказе, в Поволжье. В 1884 году был создан Союз русских баптистов. В 1874 году в С.-Петербурге начали проповедь Евангелия английский лорд Г.Редсток и отставной полковник князь В.А.Пашков. Их усилиями среди петербургской знати распространились идеи евангельских христиан. К 1912 году в России насчитывалось 115 тыс. баптистов и 31 тыс. евангельских христиан. К 1927 году численность евангельских христиан и баптистов достигла 500 тыс. Однако в 1928 году начались репрессии, которые поутихли только к середине 40-х годов. В 1944 году был образован Союз евангельских христиан-баптистов.

Российский Союз евангельских христиан-баптистов сегодня

Российский Союз евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) сегодня является самым крупным протестантским христианским объединением в России как по числу общин и последователей, так и в плане распространенности по территории страны. Он строится на принципе автономии поместных церквей и координации целей совместного служения. Координацию осуществляют 45 региональных объединений ЕХБ, возглавляемых старшими пресвитерами (епископами) и существующими при них пресвитерскими советами, в которые входят пресвитеры всех поместных церквей региона. Союз объединяет свыше 1100 поместных церквей.

Союз ЕХБ имеет систему духовно-образовательных учреждений. Среди них Московская богословская семинария, Московский богословский институт, ряд очных и заочных Библейских школ во многих областных центрах России. Почти в каждой поместной церкви существуют Воскресные школы для детей.

Союз ЕХБ и многие региональные объединения имеют свою издательскую базу, а также осуществляют работу в эфире (например, передачи "На круги своя" на канале "Радио-1").

Духовно-просветительская и благотворительная работа Евангельских христиан-баптистов высоко оценена Президентом РФ. В марте 2002 года старший пресвитер по Самарской области Рягузов Виктор Семёнович награждён Орденом "Дружбы Народов". Ранее правительственных наград были удостоены старшие пресвитеры Романенко Н.А. и Абрамов Г.И.

Церковь евангельских христиан-баптистов в городе Твери готовится отметить свой 120-летний юбилей. Так что баптисты в Твери - не продукт "эпохи перестройки" или "экспансии западных проповедников", а историческая реальность. Тверские евангельские христиане-баптисты проводят богослужения в двух молитвенных домах: по ул.Грибоедова,35/68 и по ул.1-й Желтиковской,14.

Отношения между Российским Союзом ЕХБ и Русской Православной Церковью

Во взаимоотношениях баптистов и православных были разные периоды. С момента появления баптизма в России Русская Православная Церковь, опираясь на помощь государства, боролась с баптистами. Некоторое облегчение наступило после Манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего принцип веротерпимости. В 30-х годах XX века служители баптистских церквей находились с православными служителями в одних тюремных камерах и лагерных бараках и вместе славили Бога в молитвах и песнопениях, чему ещё есть живые свидетели.

Еретики ли баптисты с позиции православных христиан? Что по этому поводу говорят официальные документы Русской Православной Церкви? В книге "Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1997" (М: Издат-во МФТИ, 1998) написано: "Англикане и протестанты явились продуктом Реформации; никогда в общении с Православной Церковью они не были осуждены ни Вселенским, ни Поместными Соборами… еретиками Церковь соборно и официально их не объявляла. Официально и канонически они заблуждающиеся в вере наши братья во Христе, братья по единству в крещении и по их сопричастности Телу Христову (т.е. Церкви как Телу Христову) вследствие крещения, действительность которого у них как Таинства мы признаём" (стр.19-20).

Пожалуй, наиболее ярким событием, проливающим свет на современный уровень взаимоотношений, явилась Юбилейная международная межконфессиональная конференция, посвященная 2000-летию христианства, которая состоялась 23-25 ноября 1999 года в Москве. Организована она была Христианским межконфессиональным консультативным комитетом (ХМКК), сопредседателями которого являются: от РПЦ - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; от римо-католиков - архиепископ Тадеуш Кондрусевич; от протестантов - председатель Российского союза ЕХБ Коновальчик П.Б.

В приветственном слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Нынешняя конференция, организованная ХМКК, служит ярким примером того, что христиане ясно осознают необходимость общими усилиями способствовать утверждению в общественном сознании христианских ценностей и ориентиров".

В пленарном докладе митрополит Кирилл отметил несколько важных аспектов межконфессиональных отношений:
"Сотрудничество в миротворчестве и в социальном служении представителей различных христианских конфессий представляется мне в этой связи чрезвычайно важным. Мы, последователи Христовы, должны являть добрый пример для наших политиков".
"Несмотря на известные исторические сложности в межконфессиональных отношениях, в целом можно говорить скорее о сотрудничестве и мирном сосуществовании, чем о вражде".
"Разумеется, я далёк от того, чтобы представлять отношения христианских конфессий в дореволюционное время в розовых тонах. Безусловно, государственный статус Православной Церкви в России и тот факт, что абсолютное большинство граждан принадлежало Православию, приводил к известной маргинализации остальных христианских конфессий".
"Вступая в XXI век, все христиане призваны свидетельствовать миру об этом, уготовляя, подобно Иоанну Крестителю, "путь Господу" в сердца людей. Нам необходимо объединить наши усилия ради того, чтобы понятия добра, справедливости и святости имели в жизни людей определяющее значение, дабы жили мы и дети наши (Бытие 43:8)".

А вот что было записано, в частности, в итоговом документе Юбилейной конференции:
"Юбилей должен стать поводом для ещё более плодотворного межхристианского и межрелигиозного сотрудничества, способствовать созданию базы для дальнейшего их развития. Наши Церкви и церковные общины должны показывать пример обществу и миру в деле взаимопонимания и сотрудничества".
"Для того чтобы успешно выполнить свой долг перед Богом и людьми, христианские Церкви должны сами явить обществу опыт примирённого сотрудничества".

Каким же образом практически претворяются в жизнь эти благие намерения? Одной из наиболее значимых совместных программ было празднование 2000-летия христианства и встреча третьего тысячелетия. В организации празднования этого юбилея принимала участие и светская власть, в частности, был издан Указ Президента РФ (№1468 от 4.12.98г.). В комитет по подготовке к празднованию юбилея вошли, наряду с руководителями Православной Церкви, представители других христианских конфессий, в том числе председатель Российского союза ЕХБ П.Б.Коновальчик.

Исправляются и ошибки прошлого. Одним из практических шагов явилось письмо Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата председателю Российского союза ЕХБ Коновальчику П.Б. (исх. №3551 от 11.09.96г.), в котором высказано сожаление об издании брошюры "Баптисты - самая зловредная секта" и сказано, что "издателям, подворью монастыря св.Пантелеимона сделано предупреждение за самовольное помещение ссылки на благословение Патриарха".

Что касается Твери, то здесь празднование получилось раздельным. Сначала провели совместные мероприятия Тверская Епархия и городская Администрация. И только в 2002 году провела праздничный показ фильма "Иисус" группа христианских неправославных церквей (две Тверские церкви ЕХБ и восемь церквей других христианских конфессий), хотя обращение в городскую Администрацию оргкомитет подавал еще в 2001 году. В этом совместном труде как пасторы, так и рядовые верующие этих церквей заметно сблизились и подружились.

В период показа фильма "Иисус" в печати появлялись публикации, в которых баптисты обвинялись в преследовании "скрытых" целей. Цель у нас, как и у всех христиан, одна, и она заповедана Самим Господом: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам". Во исполнение этой заповеди мы не только участвовали в показе фильма "Иисус", но и проводим духовно-просветительские беседы с теми, кто проявляет интерес к Священному Писанию. Например, в Тверском Доме офицеров (гарнизона) по воскресеньям с 16 часов. Мы не "завлекаем" православных христиан, так как они по воскресеньям ходят в храмы, и у них есть духовные пастыри; но хотим послужить тем людям, которые, говоря словами Господа Иисуса Христа, "как овцы, не имеющие пастыря".

Юрий Заика, диакон Церкви евангельских христиан-баптистов г.Твери

Немного о сути такого направления в Христианстве, как Баптизм, может рассказать вам эта статья:

Слово Баптист берет свое начало из оригинальных текстов Нового Завета, которые были написаны на греческом языке. В переводе с греческого Баптизм (Βάπτισμα) – означает крещение, погружение. Из этого общего термина и происходит направление в христианстве, которое особое внимание уделяет крещению. Это не случайно, так как посредством крещения, человек входит в состав Церкви. Крещение является особым заветом между Богом и человеком. Крещение показывает серьезность и глубину личной веры человека, и степень осознанности его поступков в следовании за Богом.

Так кто же такие Баптисты?

Прежде всего, Баптисты – это сообщество верующих в Иисуса Христа людей.

Каковы особенности Баптистов?

1. Баптист – это человек, рожденный свыше по вере в Иисуса Христа. Баптисты считают, что каждый человек должен лично и осознанно прийти к такому времени в своей жизни, когда он сможет уверовать в Иисуса Христа как своего Спасителя.

2. Баптист – это человек, признающий исключительный авторитет Библии. Баптисты верят, что Библия есть Слово Божье и не содержит ошибок. 2 Тим. 3:16 «Все Писание богодухновенно…» . Библия должна являться основанием всякого вероучения. Баптисты могут признавать различные «исповедания веры». Однако никакой составленный людьми документ о вероисповедании не имеет абсолютной власти над Церковью. Слово Божье – верховный авторитет и Баптисты признают его достаточность.

3. Баптист – это человек, который признает господство Иисуса Христа в своей жизни и жизни Церкви. Именно Господь Иисус Христос находится в центре жизни Баптистов, их поклонения и служения. Кол. 1:18-19 «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» .

4. Баптист – это человек, чье понимание Бога основано на вере в Святую Троицу. Баптисты верят в Библейское учение о Боге как вечно Существующего и Единого в трех Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Бог есть Отец, Который создал видимый и невидимый мир, нашу Вселенную и все, что в ней существует, и у Кого есть удивительный план и замечательная цель для жизни каждого человека. Бог есть Сын, а именно, Господь Иисус Христос, Который стал жертвой искупления за грехи всего человечества. Его природа была полностью Божественной и, в определенное время, человеческой. Это великая тайна, которая неподвластна человеческому разуму. Его рождение от Девы Марии, Его святая и безгрешная жизнь, Его добровольная смерть за других людей и Его обещание вернуться лежат в основании веры Баптистов. Бог есть Святой Дух. Иоан.14:16,17 «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» . Святой Дух живет в верующих во Христа и руководит ими во всем, что они делают, по мере того, как Он дарует нам понимание Слова Божьего.

5. Баптист – это человек, признающий определенную степень автономии каждой конкретной местной церковной общины являющейся частью Вселенской Церкви. Никакой человек и никакая организация извне церковной общины не обладают верховной властью или правом абсолютного контроля над ней. Каждая поместная община, подобно ранней Новозаветной Церкви, является сообществом рожденных свыше, крещеных по вере Христиан, объединенных во Христе для поклонения Богу и служения в первую очередь в районе, где они живут, а также по всему миру.

У Баптистов нет никакой иерархии, которая имела бы абсолютную власть над конкретной поместной церковной общиной. В то же время Баптисты признают духовный авторитет избранных Церковью служителей и делегируют им определенную часть административных полномочий в соответствии с Библейским учением.

Господь Иисус Христос установил для Церкви два главных таинства: Хлебопреломление (Евхаристия или Вечеря Господня) и Крещение. Церковь должна соблюдать эти таинства до Второго Пришествия Иисуса Христа. Слово «баптист», происходящее от греческого слова «погружение» и переведенное на русский язык как «крещение», подразумевает, что крещение совершается, по возможности, через погружение всего тела верующего в воду.

6. Баптист – это человек, который глубоко привержен делу проповеди Евангелия по всему миру и верит в необходимость выполнять Великое поручение Господа Иисуса Христа: Матф.28:19,20 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» . Баптисты понимают, что у Иисуса Христа есть желание спасти весь мир, и чем больше верующий приближается ко Христу, тем большую часть в его жизни будет занимать миссионерская деятельность.

7. Баптист – это человек, поддерживающий и защищающий возможность свободного исповедания Иисуса Христа любому человеку на любой территории. Баптисты верят, что Церковь и государство должны быть разделены в своих функциях, и что это будет лучше как для Церкви, так и для государства. На протяжении многовековой истории христианства в тех случаях, когда государство находилось под контролем Церкви, или Церковь находилась под контролем государства, и там и там наступал упадок, торжествовала коррупция, а истинная религиозная и гражданская свобода страдали.

Баптизм (от греческого "баптизо" — "погружать в воду", "крестить") — религиозное течение , относящееся к христианскому протестантизму . Основатель баптизма — Джон Смит (1554-1612). Главная особенность движения — отказ от крещения младенцев , убеждение в том, что человек должен выбирать веру осознанно в зрелом возрасте , только так может быть соблюдён принцип добровольности .

Доктрина баптистов основывается на следующих догматах:

  • Единственным авторитетом в вопросах веры и повседневной жизни является Библия ;
  • В Церкви могут быть только возрождённые люди (сознательно принявшие крещение);
  • Большая свобода для местных церковных общин в самостоятельном решении практических вопросов;
  • Свобода совести ;
  • Отделение церкви от государства (до недавнего времени наиболее ортодоксальные баптисты отвергали присягу, военную службу и суды).

Зарождение баптизма произошло в 1609 году в Амстердаме, когда несколько английских пуритан под руководством Джона Смита основали свою религиозную общину. Через три года баптизм проник в Англию — именно там окончательно были сформулированы догматы вероучения.

Баптизм подразделяется на два течения:

  • Общие баптисты;
  • Частные баптисты.

Общие баптисты верят, что Христос своей жертвой искупил грехи всех людей без исключения. Чтобы обрести спасение нужно соучастие Божьей и человеческой воли . С точки зрения частных баптистов , которая близка к кальвинизму и другим протестантским течениям, Христос искупил грехи только избранной части человечества . Спасение человека осуществляется только по Божьей воле , оно изначально предопределено , и на него не могут повлиять хорошие или плохие поступки. Джон Смит и его последователи относили себя к общим баптистам. Первая община частных баптистов была образована в 1638 году в Англии.

Баптисты верят во Второе пришествие Христа , когда случится воскрешение мёртвых и Страшный суд, который воздаст всем по заслугам — праведные попадут в рай, а нечестивые будут обречены на вечные мучения.

В баптисткой церкви существуют пресвитеры, диаконы и проповедники . При этом структура церкви весьма демократична — наиболее важные вопросы решаются совместно на церковных советах или собраниях верующих.

В отношении обрядов баптисты не придерживаются строго канона , в отличие, например, от католической или православной церквей. Священнодействия в баптизме подразумевают проведение молитвенных собраний с чтением проповедей, фрагментов Святого писания, пением псалмов и гимнов всеми членами общины. Иногда при этом используется музыкальное сопровождение . Главное богослужение совершается в воскресенье , хотя дополнительные собрания могут проводиться и в будние дни.

Большое внимание баптисты уделяют миссионерской деятельности для привлечения новых адептов в свою церковь. Основателем миссионерства считается Уильям Кэрри , который отправился проповедовать баптизм в Индию в 1793 году . Фактически не имея образования, Кэрри благодаря своему блестящему уму добился больших успехов в миссионерской деятельности, перевёл Библию на 25 языков .

Среди известных людей , которые исповедовали баптизм можно назвать: писателя Джона Буньяна , книга которого вдохновила Пушкина на стихотворение "Странник", великого английского поэта Джона Мильтона , писателя Даниэля Дефо — автора романа о приключениях Робинзона Крузо, лауреата Нобелевской премии, борца за права негров в США Мартина Лютера Кинга .

В России общины баптистов возникли во второй половине 19-го века, а к началу 20-го века в стране насчитывалось 20 тысяч людей , исповедующих баптизм.

В 70-е годы 20-го века в СССР сложились три независимые баптистские организации :

  • Союз евангельских христиан-баптистов;
  • Союз церквей евангельских христиан-баптистов;
  • Автономные церкви евангельских христиан-баптистов.

В настоящее время в мире насчитывается 75 миллионов баптистов — это одно из наиболее многочисленных протестантских движений . При этом около двух третей приверженцев баптизма проживают в США .

Появление в наше время большого количества сект и еретических учений побуждает нас дать православному христианину возможность познакомиться с учением Святой Православной Церкви относительно некоторых из этих заблуждений.

Предлагаем вниманию благочестивых христиан эту небольшую брошюру, изданную в свое время оптинскими старцами. Надеемся, что она поможет утвердиться в Святой Православной Вере и вооружиться против лжеучителей, особенно активизирующих свою деятельность сейчас – в период духовного преобразования общества.

Да укрепит всех нас Господь наш во всяком благочестии и чистоте.


Происхождение их

Первоначальное название их было анабаптисты, то есть перекрещенцы, так как крещение, принятое в детстве, секта считала недействительным и крестила вновь. Эта секта, одна из буйных, есть порождение западной реформации XVI века. Пастор Фома Мюнцер (1523 г.) считал католичество и протестантство не только бесполезными, но даже опасными, потому что они исказили заповеди Божии. Поэтому призвал новое поколение, вразумленное Его Духом. Проповеди Мюнцера льстили страстям человеческим, народ стремился слушать их, и последователи Мюнцера все были перекрещены. Вскоре земледельцы во Франконии, в числе более сорока тысяч, возмутились против владельцев, но бунтовщики были разбиты. Мюнцер взят в плен и казнен. В 1533 г. анабаптисты произвели новое смятение в Вестфалии в г. Мюнстере, где, низложив градоправительство и овладев городом, провозгласили царем нового Сиона портного подмастерья Иоанна Лейденского. Войско Епископа Мюнстерского осадило город, Иоанн Лейденский и его сподвижники взяты в плен и преданы мучительной смерти. В числе, замечательных лжепророков у анабаптистов в половине XVI века был Мельхиор Гофман, давший свое имя особенной секте; он распространял многие бредни о тысячелетнем царстве и умер в Страсбурге, где был заключен в тюрьму за свои поучения. Но самое сильное и продолжительное влияние на своих единоверцев имел Симонид Меннон, Фрисландский католический священник, принявший учение Лютера; он соединил анабаптистов в общину и шаткие их верования заменил учением положительным.

Кроме голландской и германской сект анабаптистов, существует секта баптистов в Англии, Шотландии и северной Америке. С начала XVII века они могли уже соединяться в общины; основные их мнимые : крещение только взрослых и вера в Искупителя Христа без дел. Затем они отвергают Апостольскую Соборную , Таинства, Иерархию, Священное Предание, посты, монашество и весь вообще церковный строй; также почитание Пресвятой Богородицы, призывание святых, почитание мощей, икон и молитвы за усопших.

Учение баптистов произошло из западной Реформации, эпохи борьбы страстей человеческих. Они явились на мировом поприще в качестве самозваных проповедников и учителей, нарушая тем божественный порядок, положенный Основателем христианства Господом Иисусом Христом; ибо Он сказал Апостолам, а в лице их преемникам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (), и как говорит апостол Павел: Никтоже сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ().

Итак, секта баптистов есть явление ближайших времен; явились они со своей проповедью сами собой, без божественного свидетельства, чем и оправдали слова Спасителя: Кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инуде, тот вор и разбойник ().

Вот неосновательность их учения:

О крещении только взрослых

Баптисты, не крестя младенцев, забывают, что в ветхозаветной Церкви было установлено Богом обрезание, в осьмый день по рождении с наречением имени (). Оно было знаком вступления с Богом в завет, соединение с Ним в духе и наследие обетов Его. Оно, как дело великое, необходимое, было ограждено угрозой: «Необрезанного в осьмый день отсечется душа от народа своего» (). Оно служило прообразом крещения, которое есть возрождение в жизнь духовную, святую, – о опущении которого строго сказано: «Аще кто не родится водою и Духом не может внити в Царствие Божие» (). Поэтому младенец, до возраста умерший, то есть не крещеный, остается вне обетований. В Священном Писании нет запрещения крестить младенцев, напротив, есть ясные указания на примеры крещения детей: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов; и получите дар св. Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (). Сектанты говорят, что дети и без крещения чисты от первородного греха, им прощены грехи ради Имени Иисуса (), они святы (); но ведь и мир искуплен кровью Христа (), а может ли он спастись без крещения? Нет, как выше сказано ().

О вере и делах

Вера есть сердечное влечение человека к Богу: «Имейте веру Божию, потому говорю вам: все, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» ().

Вера – также познание о Боге: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (). Вера сердечная может быть и у язычников, как, например, у сотника () и у жены хананеянки (); дела добрые также могут быть и у язычников, как у сотника Корнилия (). Следовательно, кто имеет веру сердечную и добрые дела, но не имеет истинного вероучения, тот подобен доброму язычнику, но не есть истинный христианин, а потому сектанты, не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать царствие небесное, ибо сказано: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (). И в другом месте Апостол Павел ясно говорит: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет» (). И вот, баптисты самоуверенно учат, что оправдание человека заключается в одной вере без дел, ссылаясь на то, что Христос принес жертву за грехи людей на все времена, и таким образом обходят молчанием учение о добрых делах Спасителя и Апостолов. Христос в Нагорной проповеди , поучая народ добрым делам, вменял в обязанность ему доходить в них до совершенства: «Будите убо вы совершении, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (), – и на Страшном суде, по учению Спасителя, оправдают верующих только дела (). Апостол Иаков говорит: «Вера, Аще дел не имать мертва есть о себе» (). Апостол Павел, поучая Коринфян добрым делам, в пример им показывает Апостольские дела: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» . Такие же подобные дела Апостол исчисляет в послании к евреям (). Но баптисты против таких ясных и очевидных истин выставляют ложь, по истине: «Солга неправда себе» (), то есть по св. Афанасию: «изнемогла неправда».

О Церкви

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (). Этим изречением баптисты прикрывают самовольное сборище свое, но состав Церкви совсем иной: "И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (). Вечность Церкви: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Мою, и врата ада не одолеют ея» (); «Я с вами во все дни до скончания века» (). Единство Церкви: «И так вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (). «Един Господь, едина вера, едино крещение» (). Святость Церкви: свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его учение, молитву, страдания и чрез таинства: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их; да будут все едино: как Ты, Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (). Но в Церкви Христовой могут быть и грешники, как видно из Апокалипсиса; ибо Церковь Ефесская упрекается в том, что оставила прежнюю любовь (), – Пергамская в том, что есть там Николаиты (). Таинства Церкви: Иоанн Златоуст говорит: «Как Сын Божий – нашего естества, так и мы – Его сущности; и как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе». Это совершается в Крещении и поддерживается покаянием и причащением. Также говорит блаженный Феодорит : «Как Ева создана из Адама, так и мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и возстаем в крещении, ядим тело Его и пием кровь Его: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (). Вне Церкви нет спасения, как сказал Христос: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (). После сего, что же собрание баптистов? Это те, которые говорят, что они истинные христиане, но не суть таковы, а лгут; это сатанинское сборище ().

О Иерархии

Сектанты называют себя святыми, относя к себе изречение: «И сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу своему» (); но это сказано в Ветхом Завете условно: «если будете соблюдать завет Мой, то будете царством священников и народом святым» (). Иерархия имеет историческое происхождение, начало ее положено Самим Богом, призвавшим Аарона и сынов его для священнодействия в Скинии (); достоинство ее ограждено грозным наказанием: «Если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (). Но священство ветхозаветное, как несовершенное, заменено совершеннейшим священством Христовым, которое есть неотменяемое, вечное, ибо укреплено клятвою Бога; «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (). Устрояя Иерархию, Христос даровал только Апостолам, а в лице их преемникам, право учить людей вере, совершать для них таинства и управлять их ко спасению. Явившись по Воскресении ученикам, Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (). В Церкви Христовой постановлено три степени священства: епископская (), пресвитерская (), диаконская (). Самозваных учителей Апостолы называют лжеучителями, лжеапостолами, лукавыми делателями. Апостол Петр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубныя ереси и, отвергаясь искупившаго их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (), также Апостол Павел говорит: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам Сатана принимает вид ангела света» (). Итак, Слово Божие в конец низлагает учителей баптистов, также 6-е правило Гангрского собора гласит: «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет и, презирая , церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле Епископа, да будет под клятвою». К сожалению, сектанты имеют уши и не слышат.

О Священном предании

Моисей пред получением закона постился сорок дней, хлеба не ел и воды не пил (). Христос, поучая об изгнании злых духов, сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (). Образец великого постника и пустынника Спаситель показал так: «Истинно говорю вам, из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя» (). Польза поста состоит в том, что он обуздывает плотоугодие и способствует упражнению в молитве, баптисты же стоят за противоположное, что способствует только телесной жизни. Монашество есть высшая духовная жизнь, уподобление Ангельской жизни; пример ее показал Иисус Христос, как сказано: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему» (; ). Так поступали и монашествующие подвижники во все времена христианской истории. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, и ущельям земли» (). Поистине это были мужи высокого духа; подвиги их состояли в прославлении Бога, в душевной помощи и утешении ближних; кроме сего они были прозорливцами и молитвенниками о спасении людей, они были «свет миру, соль земли» , дела их хранит история на своих скрижалях.

Баптисты говорят, что для спасения достаточно одного Священного Писания , которое всякий имеет право понимать и объяснить по своему убеждению; но при таком условии разве возможно общее согласие и единение? Разве не Писание говорит: «Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира. Один Господь, одна вера, одно крещение» (), то есть путь к единению открывает вера, которая у всех единая, как бы одноречива. Такое понятие вытекает и из слов Спасителя: «Да будут вси едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и тии да будут в Нас едино» (). Может ли это быть в обществе, где каждый имеет свою точку зрения, где способность понимания разнообразна до бесконечности? И такая нелепость называется учением! Впрочем, и все учение баптистов есть дерзкая нелепость. «Я спасен», неистово говорят они, внушаемые духом лестчим, довольные своим кощунством.

Молитвенные их собрания ограничиваются пением, чтением и проповедью; в конце всего бывает обряд преломления хлеба: хлеб и вино в этом обряде есть ничто иное, как знак Тела и Крови Христовой: на столе полагается искрошенный хлеб и вино, налитое в бокалы, и старший из братии предлагает всем вкушать. Таким образом таинство Евхаристии, установленное Иисусом Христом на Тайной Вечери и заповеданное Апостолам и в лице их преемникам сими словами: «Сие творите в Мое воспоминание» (), баптисты кощунственно изображают на своем собрании и святотатственно принимают на себя вид строителей Таин Божиих.

Итак, баптисты есть выходцы не отдаленного времени. Они не посланные Богом, а пришедшие сами собой, в качестве самозваных учителей. Отличие их явное: они не дверью вошли, то есть не по преемству от Апостолов, а как тати (воры) и разбойники (), чтобы похищать и погублять простодушных и несведущих из стада Христова. Весь труд их лжеучения состоит в том. чтобы обольстить слушателя, что путь до неба близкий и спокойный: «Ты только веруй, что искуплен Христом, и ты спасен». Умалчивая сказанное Спасителем: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (); но по своей дерзости, имея сожженную совесть, сектанты не себя подчиняют Евангелию, а Евангелие подчиняют своему лжетолкованию и вместо истинного учения приносят возмутительную ложь и слова лукавые, которыми мнят оправдать свои злые помыслы. Сравнивая Церковь православную и общину баптистов, мы видим, что история Церкви Апостольской, во все времена до наших дней, имеет сонмы святых мужей и жен, которые, как звезды на небе, сияют небесной славой и чудодейственной силой; тогда как прошедшее и настоящее баптистов не имеет на себе божественного свидетельства; это люди, живущие по стихиям мира, называя себя мудрыми, обезумели (); ибо по своей гордости впали в злую ересь и, кроме фанатизма, ничего не могут представить достойного для жизни высшего порядка. Поэтому, братие, знайте, какая есть опасность внимать еретическим учениям, когда соборы святых Отцев запрещают, даже под угрозою церковного запрещения, молиться с иудеями в синагогах, или с еретиками в их собраниях . Сектанты не могут понять, что противоречие ясной и доказанной истине, как и отвержение Апостольской Церкви, то есть православной веры, есть хула на Святого Духа, – не простительный в сей и будущий век. Об избавлении от таких людей молился Пророк Давид (); а нам в предостережение дал заповедь Апостол Павел: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (). Зная, что «Церковь Апостольская есть столп и утверждение истины» (), бежим от людей, живущих и действующих под клятвою.

Приверженцев одной из ветвей протестантской церкви называют баптистами. Название это происходит от слова baptize, что переводится с греческого как «окунать», «крестить, погружая в воду». Согласно данному учению, принять крещение нужно не в младенчестве, а в сознательном возрасте путем погружения в освященную воду. Одним словом, баптист — это христианин, который сознательно принимает свою веру. Он верит, что спасение человека заключается в беззаветной вере в Христа.

Общины приверженцев баптизма стали формироваться в начале семнадцатого века в Голландии, однако их основателями были не нидерландцы, а английские конгрегационалисты, которые были вынуждены бежать на материк, чтобы избежать преследования англиканской церкви. И вот, во втором десятилетии 17-го века, а именно в 1611 году, было сформулировано новое христианское учение для англичан, которые волей судьбы проживали в столице Нидерландов — Амстердаме. Через год и в Англии была создана церковь баптистов. Тогда же возникла первая община, исповедующая эту веру. Позже, в 1639 году, и в Северной Америке появились первые баптисты. Секта эта получила широкое распространение в Новом Свете, особенно в США. С каждым годом число ее приверженцев росло с неимоверной быстротой. С течением времени евангелисты-баптисты также распространились по всему миру: в страны Азии и Европы, Африки и Австралии, ну, и обеих Америк. Кстати, в период гражданской войны в Америке большинство чернокожих рабов приняли данную веру и стали ее ярыми последователями.

Распространение баптизма в России

До 70-х годов 19-го века в России практически не знали, кто такие баптисты. Что за вера объединяет людей, которые именуют себя таким образом? Первая община приверженцев этой веры появились в Санкт-Петербурге, ее члены называли себя евангельскими христианами. Сюда баптизм попал из Германии вместе с иностранными мастерами, архитекторами и учеными, приглашенными русскими царями Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем. Наибольшее распространение это течение нашло в Таврической, Херсонской, Киевской, Екатеринославской губерниях. Позже оно дошло и до Кубани и Закавказья.

Первым баптистом в России был Никита Исаевич Воронин. Он принял крещение в 1867 году. Баптизм и евангелизм очень близки друг к другу, однако они тем не менее считаются двумя отдельными направлениями в протестантизме, и в 1905 году в Северной столице их приверженцы создали Союз евангелистов и Союз баптистов. В первые годы власти Советов отношение к любым религиозным течениям стало предвзятым, и баптистам пришлось уйти в подполье. Однако в годы Отечественной войны как баптисты, так и евангелисты опять активизировались и объединились, создав Союз Евангельских христиан-баптистов СССР. К ним же после войны присоединилась секта пятидесятников.

Идеи баптизма

Главным устремлением в жизни для приверженцев этой веры является служение Христу. Церковь баптистов учит, что надо жить в гармонии с миром, но быть не от мира сего, то есть подчиняться земным законам, но сердцем почитать только Иисуса Христа. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Баптисты считают, что спасение человека зависит только от самой личности, и что церковь не может быть посредником между ним и Богом. Единственным истинным источником веры является Евангелие — Священное писание, только в нем можно найти ответы на все вопросы и, выполняя все заповеди, все правила, заключенные в этой священной книге, можно спасти свою душу. В этом уверен каждый баптист. Это для него неоспоримая истина. Все они не признают церковного таинства и праздников, не верят в чудодейственную силу икон.

Крещение в баптизме

Приверженцы этой веры проходят через обряд крещения не в младенчестве, а в сознательном возрасте, поскольку баптист — это верующий, который полностью осознает, для чего ему нужно крещение, и относится к этому как к духовному возрождению. Для того чтобы стать членом общины и принять крещение, кандидатам нужно пройти испытательный срок. Позже они проходят через покаяние на молитвенном собрании. Процесс крещения включает окунание в воду, затем идет обряд хлебопреломления.

Эти два ритуала символизируют веру в духовное единение со Спасителем. В отличие от православной и католической церквей, которые считают крещение таинством, то есть средством спасения, для баптистов этот шаг демонстрирует убеждённость в правоте своих религиозных взглядов. Только после того как человек полностью осознает всю глубину веры, только тогда он будет иметь право пройти через обряд крещения и стать одним из членов баптистской общины. Духовный лидер совершает этот обряд, помогая своему подопечному окунуться в воду, только после того как он смог пройти через все испытания и убедить членов общины в незыблимости своей веры.

Установки баптизма

Согласно этому учению, греховность мира за пределами общины неизбежна. Поэтому они ратуют за неукоснительное соблюдение норм морали. Евангельский христианин-баптист должен полностью отказаться от употребления алкогольных напитков, использования ругательств и проклятий и т. д. Поощряются взаимоподдержка, скромность и отзывчивость. Все члены общины должны заботиться друг о друге, оказывать помощь нуждающимся. Одной из главных обязанностей каждого из баптистов является обращение инакомыслящих в их веру.

Баптистское вероучение

В 1905 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный съезд христиан-баптистов. На нем основой вероучения был утвержден Символ Апостольской Веры. Были также приняты следующие принципы:

1. Приверженцами Церкви могут быть только люди, прошедшие через крещение, то есть евангельский христианин-баптист — это духовно возрожденная личность.

2. Библия — это единственная истина, в ней можно найти ответы на любые вопросы, это непогрешимый и незыблемый авторитет как в делах веры, так и в практической жизни.

3. Вселенская (невидимая) церковь едина для всех протестантов.

4. Знание о Крещении и Вечерня Господня преподаются только крещеным, то есть возрожденным людям.

5. Поместные общины в практических и духовных вопросах независимы.

6. Все члены поместной общины равноправны. Это значит, что даже рядовой баптист — это член общины, который имеет такие же права, как проповедник или духовный лидер. Кстати, ранние баптисты были против церковной иерархии, однако сегодня они сами создают что-то наподобие рангов внутри своей церкви.

7. Для всех — как верующих, так и неверующих — существует свобода совести.

8. Церковь и государство должны быть отделены друг от друга.

Проповеди баптистов

Члены евангелистских общин несколько раз в неделю собираются для того, чтобы послушать проповедь на ту или иную тему. Вот некоторые из них:

  • О страданиях.
  • Небесный замес.
  • Что такое святость.
  • Жизнь в победе и в избытке.
  • Умеете ли вы слушать?
  • Доказательства Воскресения.
  • Секрет семейного счастья.
  • Первое в жизни хлебопереломление и др.

Слушая проповедь, приверженцы веры пытаются найти ответы на мучавшие их вопросы. Проповедь может читать каждый, однако только после специальной подготовки, получения достаточных знаний и навыков, для того чтобы публично выступить перед большим отрядом единоверцев. Главное богослужение у баптистов проводится еженедельно, в воскресный день. Иногда община встречается и в будние дни, для того чтобы молиться, изучать и обсуждать информацию, найденную в Библии. Богослужение проходит в несколько этапов: проповедь, пение, инструментальная музыка, чтение поэм и стихотворений на духовную тематику, а также пересказ библейских рассказов.

Праздники баптистов

Последователи этого церковного течения или секты, как принято его называть в нашей стране, имеют свой особый календарь праздников. Их свято чтит каждый баптист. Это перечень, который состоит как из общехристианских праздников, так и из присущих только этой церкви торжественных дней. Ниже приведен их полный список.

  • Любой воскресный день — день воскрешения Иисуса Христа.
  • Первое по календарю воскресенье каждого месяца — день хлебопереломления.
  • Рождество.
  • Крещение.
  • Сретение Господне.
  • Благовещение.
  • Вход Господа в Иерусалим.
  • Страстной Четверг.
  • Воскресение (Пасха).
  • Вознесение.
  • Пятидесятница (сошествие на апостолов Святого Духа).
  • Преображение Господне.
  • Праздник Жатвы (исключительно баптистский праздник).
  • День Единства (отмечается с 1945 года в память об объединении евангелистов и баптистов).
  • Новый Год.

Знаменитые во всем мире баптисты

Последователями этого религиозного течения, которое нашло распространение в более чем 100 странах мира, причем не только в христианских, но и мусульманских, и даже буддистских, также являются знаменитые на весь мир писатели, поэты, общественные деятели и др.

Например, баптистами были английский писатель Джон Буньян (Баньян), который является автором книги «Путешествие Пилигрима»; великий английский поэт, правозащитник, общественный деятель Джон Мильтон; Даниэль Дефо — автор одного из самых знаменитых произведений мировой литературы — приключенческого романа «Робинзон Крузо»; лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг, который был ярым борцом за права чернокожих рабов в Соединенных Штатах. Кроме этого, баптистами были крупные бизнесмены братья Рокфеллеры.

Похожие статьи