Николай кареев. Кареев, николай иванович

(1910 год), почетный академик АН СССР (1929 год).

Окон-чил ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-гический факультет Московского университета (1873 год), уче-ник В.И. Герье. Профессор Вар-шав-ско-го (1879-1884 годы) и Санкт-Пе-тербургского (с 1886 года) университетов, пре-по-да-вал на Бес-ту-жев-ских кур-сах (с 1886 года). Один из ор-га-ни-за-то-ров и бес-смен-ный ру-ко-во-ди-тель Ис-то-рического общества при Санкт-Пе-тербургском университете. В 1899 году, по-сле сту-денческих вол-не-ний, вме-сте с груп-пой про-фес-со-ров уво-лен за «по-ли-ти-че-скую не-бла-го-на-дёж-ность» из Санкт-Пе-тербургского университета и с Бес-ту-жев-ских кур-сов, где во-зоб-но-вил пре-по-да-ва-тель-скую дея-тель-ность лишь в 1906 году. Депутат 1-й Государственной ду-мы (1906 год), член фрак-ции ка-де-тов.

Ши-ро-кую из-вест-ность в Рос-сии и за ру-бе-жом при-нес-ли Карееву его ис-то-рические тру-ды «Кре-сть-я-не и кре-сть-ян-ский во-прос во Фран-ции в по-след-ней чет-вер-ти XVIII ве-ка» (1879 год), «Очерк ис-то-рии фран-цуз-ских кре-сть-ян с древ-ней-ших вре-мён до 1789 го-да» (1881 год). Сре-ди мно-го-численных ра-бот Кареева - фун-даментальные ис-сле-до-ва-ния, по-свя-щён-ные ис-то-рии Французской ре-во-лю-ции XVIII века , ис-то-рии Поль-ши, «Ис-то-рия За-пад-ной Ев-ро-пы в Но-вое вре-мя» (тома 1-7, 1892-1917 годы), по-пу-ляр-ные кур-сы по древ-ней, сред-не-ве-ко-вой и но-вой ис-то-рии, ис-поль-зо-вав-шие-ся в Рос-сии в ка-че-ст-ве гим-на-зических учеб-ни-ков, тру-ды по ме-то-до-ло-гии ис-то-рии и др. Кареев был ре-дак-то-ром ис-то-рического от-де-ла Эн-цик-ло-пе-ди-чес-ко-го сло-ва-ря Брок-гау-за и Еф-ро-на. При-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в по-ле-ми-ке различных на-прав-ле-ний и школ об-щественной мыс-ли 2-й половины XIX - начала XX веков, став круп-ней-шим ис-то-рио-гра-фом до-ре-во-люционной российской со-цио-ло-гии.

Тео-ре-тические взгля-ды Кареева фор-ми-ро-ва-лись под влия-ни-ем по-зи-ти-виз-ма О. Кон-та, «субъ-ек-тив-ной со-цио-ло-гии» П.Л. Лав-ро-ва, Н.К. Ми-хай-лов-ско-го, С.Н. Южа-ко-ва. Со-глас-но Карееву, со-цио-ло-гия как «об-щая аб-ст-ракт-ная нау-ка о при-ро-де и ге-не-зи-се об-ще-ст-ва» яв-ля-ет-ся «но-мо-ло-ги-че-ской» (за-ко-но-уста-нав-ли-ваю-щей) нау-кой, то-гда как ис-то-рия - нау-ка «фе-но-ме-но-ло-ги-че-ская», ис-сле-дую-щая кон-крет-ные ком-би-на-ции со-бы-тий про-шло-го. Со-ци-аль-ные яв-ле-ния име-ют пси-хическую ос-но-ву, воз-ни-ка-ют в ре-зуль-та-те ду-хов-но-го и эмо-цио-наль-но-во-ле-во-го взаи-мо-дей-ст-вия ин-ди-ви-дов. В цен-тре вни-ма-ния Кареева - взаи-мо-от-но-ше-ния лич-но-сти как «ис-точ-ни-ка» куль-тур-но-го твор-че-ст-ва, ин-но-ва-ций, и со-ци-аль-ной сре-ды, ог-ра-ни-чи-ваю-щей и нор-ми-рую-щей че-ло-ве-че-ские дей-ст-вия. Об-ще-по-зи-ти-ви-ст-ская ан-ти-ме-та-фи-зическая ус-танов-ка ме-то-до-ло-гии Кареева со-че-та-лась с пред-став-ле-ни-ем о не-воз-мож-но-сти уст-ра-нить из ис-сле-до-ва-тель-ской прак-ти-ки со-ци-аль-ных на-ук «субъ-ек-тив-ный эле-мент» (ми-ро-воз-зре-ние учё-но-го, нравственные оцен-ки и тому подобное). Вы-сту-пая в ка-че-ст-ве кри-ти-ка мар-кси-ст-ской тео-рии об-ще-ст-ва и при-зна-вая её час-тич-ную пра-во-ту, Кареев от-ме-чал ог-ра-ни-чен-ность лю-бых мо-ни-стических объ-яс-нительных мо-де-лей со-ци-аль-ной жиз-ни, счи-тая не-обос-но-ван-ны-ми их пре-тен-зии на ин-тел-лек-ту-аль-ную ис-клю-чи-тель-ность. Ос-тав-шись в Советской Рос-сии по-сле 1917 года, Кареев вы-на-ши-вал идею тео-ре-тического син-те-за мар-кси-ст-ско-го эко-но-миз-ма и пси-хо-ло-гиз-ма «субъ-ек-тив-ной шко-лы».

Сочинения:

Ос-нов-ные во-про-сы фи-ло-со-фии ис-то-рии. М.; СПб., 1883-1890. Т. 1-3;

Мо-им кри-ти-кам. Вар-ша-ва, 1884;

Пись-ма к уча-щей-ся мо-ло-де-жи о са-мо-об-ра-зо-ва-нии. СПб., 1894;

Ис-то-ри-ко-фи-ло-соф-ские и со-цио-ло-ги-че-ские этю-ды. СПб., 1895;

Ста-рые и но-вые этю-ды об эко-но-ми-че-ском ма-те-риа-лиз-ме. СПб., 1896;

Вве-де-ние в изу-че-ние со-цио-ло-гии. СПб., 1897;

Об-щий ход все-мир-ной ис-то-рии. Очер-ки глав-ней-ших ис-то-ри-че-ских эпох. СПб., 1903. За-ок-ский, 1993;

Polonica. Сбор-ник ста-тей по поль-ским де-лам (1881-1905). СПб., 1905;

Об-щий курс ис-то-рии ХIХ в. СПб., 1910;

Тео-рия ис-то-ри-че-ско-го зна-ния. СПб., 1913;

Ис-то-рио-ло-гия (Тео-рия ис-то-ри-че-ско-го про-цес-са). П., 1915;

Ве-ли-кая фран-цуз-ская ре-во-лю-ция. П., 1918. М., 2003;

Об-щие ос-но-вы со-цио-ло-гии. П., 1919;

Ис-то-ри-ки фран-цуз-ской ре-во-лю-ции. Л., 1924-1925. Т. 1-3;

Две анг-лий-ские ре-во-лю-ции XVII в. П., 1924. М., 2002;

Про-жи-тое и пе-ре-жи-тое. Л., 1990;

Ос-но-вы рус-ской со-цио-ло-гии. СПб., 1996.

Лекция №34. Крупнейшие социологи России.

План:

1.Кареев Н.И.

2.М.М.Ковалевский

3.Представители ортодоксального марксизма.

1.Кареев н.И.

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд»Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года»;. Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 190507 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 17, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции»; первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной «русской традиции»; историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило;.

В работе «Общие основы социологии» Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: «Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух».

Основной источник социологии Кареева позитивизм, особенно контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. "Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную", - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать». Кареев писал: «Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы».

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. «Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить». Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история. С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его экономическим материализмом. Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслей и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества социальная организация результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения экономизма и психологизма. Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции, сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

В конце XIX в. в русской социологии зарождается плю­ралистический подход к обществу, наиболее полное выра­жение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это было связано с тем, что географический детерминизм, биологи­ческое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распро­странения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рас­сматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря - по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии
(особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: ""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история». С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/


Ли куль­турные перемены людьми, которые передают новые формы другим, или они происходят сами собою и притом более или менее одновременно для всех людей?» Или, короче: «творчество или саморазвитие?». Отвергая крайности во­люнтаризма и органицизма, Кареев ищет среднюю линию. Личности не только носители культуры, но и её творцы; организация не только среда для них, по и великое орудие социальных...

Людей кооперативного труда, совместной деятельности, солидарности. На географическом факторе жизни общества Л.И. Мечников основывал идею закономерности общественного развития и социального прогресса. Ведущее положение в русской социологии это направление не заняло, как и другое - органицизм, которое представляла общество ("социальное тело") в качестве живого целостного организма и отождествляло...

Казенные подачки считалось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев населения. Все это по-моему мнению стало неотъемлемой частью русской культуры. Во второй половине 19 века ученые России добивались крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки. 60-е гг. положили начало новой эпохе в...

Признаются многими современными экономистами и филосо­фами. Это учение представляет собой важное достижение экономиче­ской и социально-философской мысли и служит для объяснения мно­гих явлений экономической жизни общества и современного истори­ческого процесса. 2. Объективные экономические законы. Экономические отношения и экономические интересы. Развитие экономической жизни общества и...

Николай Иванович Кареев

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,

крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один

из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный

последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов

и социологов.

новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где

под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской

революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,

Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в

дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с

тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:

он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента

общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем

Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской

академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал

свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в

последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк

истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».

Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного

изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской

революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный

либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в

1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из

Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время

Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом

1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в

новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место

социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к

разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг.

сводный обзор историографии Великой французской революции не только в

русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное

влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев

плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами

социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев

поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных

науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей

становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на

очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто

завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно

переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски

аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился

в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии

и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории

и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь

систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны

марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди

конкретных социологических проблем особое внимание уделял

междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли

личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в

разработку истории социологической науки, он является основателем и

зачинателем известной "русской традиции" историко-критического

обозрения социологических школ и направлений, в которую входили

влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев

и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и

составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное

наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и

социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских

установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий").

Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития

человечества с помощью точных методов исследования. Общество как

организованное целое - социальный прогресс, социальная организация,

контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой,

утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества

как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки,

занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и

их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от

времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе

и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их

взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и

когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое

представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество

интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство,

обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в

абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и

хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет,

наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно –

контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял

тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена

трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с

формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом

значения политической экономии для построения социологии. классификации

наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу

неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от

биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией

мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал

Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать

подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в

конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1)

социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3)

отношения социологии с другими общественными науками, а также с

биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5)

социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и

7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической

социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал

социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся

исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и

не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за

пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии,

которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать,

чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал:

""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как

оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить

свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о

наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о

том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому

что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца.

Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и

для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только

отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и

определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме

метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием

выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей

(нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли

о необходимости разделения всех общественных наук по характеру

изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история,

философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и

социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об

обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как

естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода,

отличного от прочих, четкого определения проблематики и

исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении

заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в

рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень

обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии

с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей

науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой

предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к

выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет

социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым

формировать полную картину движения человеческого бытия; социология

вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников

информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и

неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть

описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения

общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать

какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические

наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное

прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как

бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что

может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как

номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее

цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных

взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял,

подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир

норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет

сравниваться действительная история». С тех же субъективно-

идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя

его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ

Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как

научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,

глубокую разработку которой считал главным призванием социологии.

Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен

и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных

процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе

антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое

понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так

настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он

утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и

отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки

зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне

его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по

Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий

личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную

организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии.

Отличительными признаками культурных групп являются не природные

свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в

результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация

– результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная

организация – это совокупность экономической, юридической и

политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает

положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации

(политический строй); защищаемые государственной властью частные

отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни

(экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель

пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и

другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества

Сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую

картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного

(позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в

смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный

Если сравнительно исторический метод занимается сходными

историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то

задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития,

стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их

возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории,

первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть

сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых

импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство

социального и индивидуального; достижение общественного идеала

реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая

трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма

субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева

и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в

том, что безразличная к индивидуальному существованию среда

перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в

соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все

человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает

анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и

формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В

истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные -

субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих

течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке

периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии

России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х

годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап

соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй

характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской

социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен

установлением господства марксистской социологии и, как это

представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения

"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к

изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность

результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание

человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух

крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как

язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,

обеспечивающих функционирование общества: государство. народное

хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал

историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток

осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов

и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение

всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,

посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой

области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании

системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании

кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском

в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской

системе образования. Преодолевая характерную для русского

обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении

профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы:

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред.

Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Кареев, Николай Иванович - историк. Родился в 1850 г.; окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских "Филологических Записках" и в "Знании"; первый его печатный труд "Фонетическая и грамматическая система древнего эллинского языка" вышел в 1868 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав магистерский экзамен, получил заграничную командировку, во время которой написал магистерскую диссертацию "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в." (Москва, 1879). За ней последовал "Очерк истории французского крестьянства" (1881). В 1878 - 79 годах читал в Московском университете курс истории XIX в. в качестве "стороннего преподавателя". В 1879 - 84 годах состоял профессором Варшавского университета. Его докторская диссертация "Основные вопросы философии истории" (Москва, 1883) вызвала большую полемику, по поводу которой Кареев издал книгу: "Моим критикам" (Варшава, 1883). В 1885 г. Кареев перешел в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на высших женских курсах. В 1889 г. участвовал в основании при Санкт-Петербургском университете исторического общества, председателем которого состоит и в настоящее время, редактируя издаваемое обществом "Историческое Обозрение". Во время пребывания в Варшаве Кареев занялся польской историей и написал несколько книг и статей по этому предмету ("Падение Польши в исторической литературе", 1889; "Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше", 1886; "Исторический очерк польского сейма", 1888; "Польские реформы XVIII в.", 1890; "Causes de la chute de la Pologne", 1893 и другие); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах. Его "Основные вопросы философии истории" появились третьим изданием в 1897 г.; третий том этого сочинения вышел под заглавием: "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1890; 2-е изд., 1914). Аналогичным темам посвящен целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей Кареева; часть их собрана в "Историко-философских и социологических этюдах" (1895; 2-е изд., 1898), а позже в двух первых томах "Собрания сочинений" (1911 и 1912). Выпустив раньше, отдельными книжками, несколько "Введений" в свои курсы по истории Востока, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, Кареев предпринял "Историю Западной Европы в новое время", вышедшую в шести томах (шестой том в двух частях) в течение 1892 - 1910 годов; первые тома выдержали по 5 и 4 изданий. С ней связан "Общий курс истории XIX в.". Вышедшие в 1894 г. "Письма к учащейся молодежи о самообразовании" и последовавшие за ними "Беседы о выработке миросозерцания", "Мысли о основах нравственности" и другие также имели по несколько изданий. Во второй половине 90-х годов. Кареев издал "Введение в изучение социологии" (3 издания) и "Старые и новые этюды об экономическом материализме" (2 издания). В сентябре 1899 г. Кареев был уволен без прошении от должности профессора в Санкт-Петербургском университете и на высших женских курсах, но в Александровском лицее продолжал преподавать до 1907 г. Невольным досугом Кареев воспользовался для составления учебных книг по древней, средней и новой истории, вошедших в употребление в средней школе. С 1902 г. он начал читать лекции на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института и издал потом пять своих курсов под общим заглавием: "Типологические курсы по истории государственного быта" ("Государство-город античного мира", "Монархии древнего Востока и греко-римского мира", "Поместье-государство и сословная монархия средних веков", "Западноевропейская абсолютная монархия XVI - XVIII веков" и "Происхождение современного народно-правового государства"); некоторые из них вышли в трех изданиях. Кареев принимал деятельное участие в комитете Литературного фонда (одно время был его председателем) и в обществе для пособия студентам Санкт-Петербургского университета, а также в отделе для содействия самообразованию (где был фактическим председателем) и в союзе взаимопомощи русских писателей (1897 - 1901). В 1904 - 06 годах был гласным Санкт-Петербургской городской думы. В основанном в 1905 г. союзе деятелей высшей школы состоял председателем "академической комиссии", разрабатывавшей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Во время приготовления к выборам в I Государственную думу был председателем Петербургского городского комитета партии конституционно-демократической, как кандидат которой и был выбран от Санкт-Петербурга в депутаты. С 1906 г. снова состоит профессором Санкт-Петербургского университета и высших женских курсов. В последнее время Кареев возвратился к занятиям историей французской революции, по которой опубликовал ряд неизданных документов (между прочим, в "Западной" Академии Наук, членом-корреспондентом которой он состоит) и небольших работ о парижских секциях ("Парижские секции времен французской революции", 1911, и другие), по экономической истории эпохи и т. п. В первом издании настоящего "Энциклопедического Словаря" редактировал (с буквы В) весь исторический отдел; в настоящем издании редактирует отдел новой западноевропейской истории. Полный список трудов Кареева помещен в изданном в честь его юбилейном Сборнике (Санкт-Петербург, 1914).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и …
  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    (1850-1931) российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910, член-корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР …
  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Иванович , русский историк. В 1879-84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член-корреспондент Российской …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • КАРЕЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николай Иванович (1856-1931). Русский историк, известный представитель социалистической школы народников (субъективный метод в социологии). Его многолетняя полемика с Плехановым и …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • КАРЕЕВ в Литературной энциклопедии:
    Н. И. — см. «Метод …
  • КАРЕЕВ
    Николай Иванович (1850- 1931), историк, педагог и методист, ч.-к. Петербургской АН (1910), поч. ч. АН СССР (1929). Преподавал в гимназиях …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • КАРЕЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (Николай Иванович) — историк, род. в 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • НИКОЛАЙ
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • КАРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАР́ЕЕВ Ник. Ив. (1850-1931), историк, ч.-к. Петерб. АН (1910), РАН (1917), АН СССР (1925), поч. ч. АН СССР (1929). Тр. …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • КАРЕЕВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Николай Иванович) ? историк, род. в 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …

Похожие статьи