Основным звеном волевого процесса является. Определение воли

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Воля это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Внешние препятствия связаны с затруднениями при выполнении действия, не вызывающего никаких колебаний или сомнений у самого субъекта. Это может быть противодействие других людей, расстояние или время, физические усилия и т.д. В любом случае их преодоление предполагает решительность, терпение, умение выстраивать контакты с окружающими, но не борьбу с самим собой, которая возникает при преодолении внутренних препятствий, так называемую борьбу мотивов. Действие воли особенно важно при внутреннем конфликте, так как препятствием является потребность, настолько же актуальная для человека, как и та, для реализации которой требуется волевое усилие. Борьба может происходить между двумя притягательными стремлениями (хочу в два места одновременно) либо между мотивом и целью, опосредованно связанной с другим мотивом, но вызывающей противодействие субъекта в конкретной ситуации (хочу гулять и не хочу делать уроки, но надо). В обоих случаях человеку необходимо в идеальном плане сознания выстроить картину дальнейшего развития ситуации, эмоционально оценив ее последствия при реализации каждого из противоборствующих мотивов. Такой анализ придает дополнительную притягательность одному из них либо вскрывает негативные последствия невыполненного действия, перекрывающие положительные эмоции от выполнения другого, что и обуславливает выбор. В том случае, если выбор сложен даже при таком анализе, люди иногда используют внешнюю стимуляцию, помогающую регуляции. Примером может служить поведение Пьера Безухова, который не мог решить, остаться ему в Москве или пойти в армию, и положился на пасьянс, который привел его на Бородинское поле. Точно так же люди иногда используют приметы, случайные фразы, советы окружающих, помогающих сделать выбор в неоднозначной ситуации. Иногда внешние и внутренние препятствия соединяются, например, при решении начать «новую жизнь с понедельника» – и сложно, и в реальности не очень хочется.

Таким образом, воля может рассматриваться как сверхмотивация , как эмоциональное напряжение, придающее дополнительную энергию мотиву, встречающему трудности на пути своего удовлетворения – одна из функций воли .

Не менее важной функцией воли является возможность самостоятельного выбора . В анализе вопроса о степени свободы и осознанности этого выбора психология обращается к философии, для которой проблема свободы воли изначально была одной из важнейших. Не вдаваясь в обсуждение сложных психолого-философских аспектов волевого действия, необходимо сказать о том, что действительно свободным является поведение, выбранное осознанно и разумно. То есть именно когнитивная оценка ситуации и ее последствий, без которой невозможен разумный выбор, делает его одновременно и свободным.

Волевое поведение необходимо отличать не только от импульсивного и «полевого», но и от произвольного, хотя все они осуществляются самим субъектом под влиянием собственной мотивации. Действие, вызванное внешними обстоятельствами представляет собой типичный пример актуализации потребности всем полем внешних раздражителей и не является актом свободной воли. Точно так же им не является импульсивное поведение под влиянием ситуативной эмоции (бросить неприятное занятие, громко рассмеяться от радости при приятном известии). Часто люди, совершая поступки, могут объяснить, почему они сделали именно так, а не иначе, но не всегда четко понимают, зачем. Внешневозможно ярко демонстрировать сознательное, но не произвольное поведение, по поводу которого впоследствии часто возникает сожаление.

Отличие волевых действий от других видов поведения не только в осознанности процесса, но и в наличии сознательно поставленной цели, что роднит их с произвольными действиями. Однако не любое произвольное поведение может оцениваться как волевое, ведь произвольные действия есть и у животных, а волевая регуляция присуща только людям. Произвольность действия характеризуется сознанием цели и стремлением к ее достижению, а также предварительным (до начала движения) представлением о характере самого движения. Поэтому действия хищника, подстерегающего жертву, являются, безусловно, произвольными. Точно так же произвольно и движение человека, который, желая написать записку, берет бумагу и ручку. Однако никто не расценит этот как волевое поведение, так как отсутствует преграда, которую необходимо преодолеть, причем преодолеть сознательно. Такой сознательный выбор совершенно недоступен животным, которые, как в ситуации с Буридановым ослом, (который не мог выбрать, с какой копны свежего сена начать есть), могут умереть от голода при наличии двух одинаково сильных раздражителей. Таким образом, только деятельность, выстроенная на основе сознательной оценки ситуации, имеющая адекватную схему своей реализации и последствий, может рассматриваться и как волевая, и как свободная.

Помимо сверхмотивации и свободы выбора, воля обеспечивает возможность саморегуляции . Эта третья функция воли еще недостаточно изучена в психологии, так как возможности саморегуляции тесно связаны не только с мотивацией, но и с индивидуальными особенностями человека. Не каждый может заставить себя регулировать даже внешнее поведение (соблюдать режим дня, доброжелательность при контактах), а тем более внутреннее – сохранять спокойствие и выдержку в сложных ситуациях, заставить себя заснуть при сильном эмоциональном напряжении и т. д. Сложности саморегуляции связаны и с тем, что, как было показано выше, эмоции зависят от работы нервной системы, глубинных отделов коры, а потому их проявления регулировать особенно сложно.

Структура волевого акта состоит из намерения, решения и исполнения . Намерение подготавливает человека к необходимости совершить именно это действие, однако еще не ведет к его немедленному исполнению, между ними может существовать значительный интервал времени. Решение, напротив, предполагает его немедленную реализацию, а неумение воплотить его в жизнь характеризуется как нерешительность, то есть качество, препятствующее волевому поведению. В то же время необходимо помнить и об ошибочности устойчивого стереотипа о связи силы воли (то есть умении преодолеть любые, прежде всего внутренние, препятствия при воплощении решения в жизнь) с решительностью и уверенностью человека в себе. Постоянная необходимость волевых усилий для борьбы с противоположными мотивами говорит не об уверенности, но о наличии внутреннего конфликта, недостаточно высокой мотивации, которая постоянно требует привлечения дополнительной эмоциональной привлекательности для своей реализации. Доминирующий в иерархии мотив, связанный с ведущими эмоциями и переживаниями человека, не нуждается в усилиях для своей реализации, а потому деятельность людей, обладающих цельной, четко направленной иерархией мотивов, не сопровождается постоянным привлечением воли.

Характеристика волевых процессов.

Воля - это психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целœей.

Основными признаками волевых (произвольных) действий являются:

Целœеполагание (в отличие от непроизвольных, импульсив­ных действий);

Преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних труд­ностей.

В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую. Воля - это спо­собность контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение своих целœей. Она представляет особую форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться от чего-либо, когда это нужно. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической де­ятельности, к изменению действительности в связи с потребнос­тями, намерениями, интересами человека. С помощью воли чело­век организует деятельность и управляет своим поведением.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием ре­шений, определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральный облик. По­этому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь че­ловек как сознательно действующая личность.

Волевое действие включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. Волевой акт начинается с воз­никновения побуждения и постановки цели. Кроме этого волевое действие предваряется еще и обсуждением цели действия и борь­бой мотивов, принятием решения, планированием действий, средств и способов их осуществления.

В результате борьбы мотивов человек принимает решение, что проявляется в ограничении одних побуждений от других и в окон­чательном оформлении цели деятельности, иногда совсœем не со­впадающей с первоначальной. Процесс принятия решения вы­ступает как особая стадия волевого действия, требующая не толь­ко максимальной осознанности, но и решительности, ответствен­ности личности. С принятием решения наступает разрядка. Она заключается в спаде напряжения, сопровождавшего борьбу мо­тивов.

Основной этап - самый важный в волевом акте. Это ис­полнение принятого решения. В волевом действии оно сопряжено с преодолением самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей.

К внешним трудностям относятся препятствия, которые не зависят от действующего человека: затруднения в работе, сопро­тивление других людей, разного рода помехи и т.д. К внутренним относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека (к примеру, отсутствие зна­ний, опыта͵ столкновение укоренившихся старых и нарождаю­щихся новых привычек, борьба сложившихся в прошлом отрица­тельных представлений, желаний, стремлений и чувств: совести, стыда, долга). Этот этап характеризуется напряжением сил, на­правленных на преодоление противоположно направленных мо­тивов и мобилизацию сил. В большинстве случаев внешние и внут­ренние трудности проявляются в единстве.

Заключительный этап . Его содержанием является ана­лиз и оценка волевого действия и его результатов. На этом этапе происходит спад общего напряжения, появляется чувство удов­летворения или неудовлетворения в зависимости от результатов действия и их оценки.

Воля - это прижизненно сформированная характеристика пси­хики человека. Воля имеет условно-рефлекторную природу и вы­ступает результатом суммарной деятельности всœей коры головно­го мозга.

Воля человека проявляется в разнообразных личностных каче­ствах, волевых чертах.

Целœеустремленность - способность личности подчинить свою деятельность и поведение общественно значимым целям.

Решительность - это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без излишних колебаний выполнять их.

Энергичность и настойчивость - черты, в которых проявляется степень волевой активности человека. Как правило, люди энер­гичные бывают и настойчивыми. Настойчивые люди способны к длительному и неослабному напряжению энергии.

Выдержка и самообладание - способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению.

Исполнительность - волевое качество, заключающееся в ак­тивности, старательном, систематическом и своевременном вы­полнении распоряжений и решений начальников. Исполнитель­ность тесно связана с инициативностью.

Инициативность - способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей. Инициативность противопо­ложна инœертности, равнодушию и безразличному отношению к делу.

Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бо­роться и преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство. Смелость - это способность человека целœенаправленно действовать в условиях риска, опас­ности и проявляется в различных обстоятельствах не только во­енного времени.

Самостоятельность личности проявляется в действиях, со­вершаемых в силу твердого убеждения в правильности своего поведения. Самостоятельность предполагает уверенность в сво­их силах, критичность ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые дей­ствия.

Дисциплинированность - это сплав личностных черт, обеспе­чивающих точное и неуклонное подчинœение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства:

1) формирование мотивов волевого поведения;

2) накопление опыта волевых действий, поведения.

Воспитание воли - это длительный, целœенаправленный про­цесс, опирающийся на систему внешних воздействий и самовос­питание личности.

Воля - это св-во (процесс, состояние) чела, проявляющееся в его способ-ти сознательно управлять своей психикой и поступками. Под влиянием волевых процессов чел может приложить усилия к тому, чтобы актив-ать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Первоначальным моментом всякого волевого действия - его первой фазой – явл-ся возникновение побуждения и постановка цели, на достижение кот. направляется данное действие. След. момент волевого действия - вторая фаза волевого процесса - стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения цели. След. момент волевого действия - третья фаза - принятие решения, то есть выбор действия в соотв-ии с целью. Далее след. заключ-ная - четвертая фаза - исполнение принятого решения.

Виды волевых действий:

Сила воли прояв-ся на всех этапах волевого акта, но ярче всего - в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.

Волевое усилие хар-ся количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действ. или удержание от нежелательных поступков.

Целеустремленность - сознательную и активную направленность личности на определенный результат деят-ти.

Инициативность обычно основыв-ся на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.

Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, кот. неадекватны ситуации.

Решительность- умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения.

Энергичность - это мобилизация сил на достижение цели.

Настойчивость - умение преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями.

Намерение. Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем-сроком.

Самоконтроль. В выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. Самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов - над мгновенными импульсами, желаниями.

Поступок - это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения.

Упрямство выраж-ся в стремлении, поступить по-своему все равно.

Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.

24. Понятие конфликта, его причины. Классификация конфликтов.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, т.е. это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов, объектов взаимодействий.

Виды конфликтов:

1. По возможным итогам 2. По источнику 3. По статусу отношений конфликтующих 4. По степени публичности (явные, тайные, возможные) 5. По количеству конфликтующих

Типы конфликтов:

1. В зависимости от кого, кто участвует в конфликте: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой, внутригрупповой.

2. Сфера возникновения и проявления конфликта: социально-политические конфликты, межэтнические конфликты, конфликты в сфере производства, услуг, торговли. 3. В научных подразделениях 4. Конфликты воинских подразделений (деформация в уставных отношениях) 5. В условиях изоляции. 6. Семейные конфликты. 7. Супружеские конфликты. 8. По значению для группы: позитивные и деструктивные.

9. По характеру причин: объективные, субъективные, подлинный (по критерию ложности или реальности), смещенный, ошибочный, латентный, ложный

Структура конфликта:

1. Индивиды, группы

2. Образы конфликтной ситуации (представление участников о себе и противоположной стороне и условиях протекания конфликта)

3. Условия протекания конфликта (соц-временные рамки, место и тд)

4. Действия.

5. Исходы конфликтной ситуации (варианты разрешения конфликта и его последствия) Конфликтоген – слово, действие, способное привести к конфликту.

Причины конфликтов:

1. Информационные (неполная, неточная информация, сокрытие информации)

2. Структурные (поощрение и наказание)

3. Ценностные (между убеждениями)

4. Отношенческие (удовлетворение или неудовлетворение от общения)

2.10. Волевые процессы

Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мо­билизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии реше­ний, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.

Волевые процессы бывают простыми и сложными. К про-стым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:

осознание цели и стремление ее достичь;

осознание возможностей ее достичь;

появление мотивов, связанных с достижением цели;

борьба мотивов и выбор возможности достижения;

принятие решения о возможных действиях;

осуществление принятого решения;

Наряду с волевыми действиями человек часто выпол­няет и неволевые (автоматические и инстинктивные), ко­торые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.

В зависимости от характера протекания волевых про­цессов выделяют следующие волевые качества личности человека:

целеустремленность;

самообладание;

самостоятельность;

решительность;

настойчивость;

энергичность;

инициативность;

исполнительность.


Тема 3. Психические состояния

3.1 Классификация психических состояний

Психическое состояние - это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей ди­намичности психические состояния занимают промежу­точное место между психическими процессами и психи­ческими свойствами.

Психические состбяния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрес­сия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические со­стояния выступают в качестве основы при формирова­нии психических свойств или качеств личности.

Вместе с тем психика едина и деление психических явлений на психические процессы, состояния и свойства является чисто условным. Например, такие психические явления, как счастье, любовь, стресс и др., одни психо­логи относят к психическим (эмоциональным) процес­сам, другие - к психическим состояниям.

Каждый человек постоянно переживает различные пси­хические состояния. <^Три одних состояниях наша деятель­ность протекает легко и продуктивно, при других - трудно и не вполне эффективно.

Психические состояния зависят от окружающей об­становки, физиологических факторов, времени, словес­ного воздействия и других условий.

Психические состояния классифицируют:

В зависимости от продолжительности: кратковремен­ные и длительные.

В зависимости от влияния на особенности поведения и деятельности личности: стенические (повышающие актив­ность) и астенические (понижающие активность).

В зависимости от степени осознанности: состояния более или менее осознаваемые человеком.

3.2. Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия

Психические состояния каждого человека индивидуальны.

Однако, всегда можно выделить положительные и отри­цательные психические состояния разных людей. Приме­ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных - трево­га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п.

Депривация - это состояние переживания относитель­ной лишенности, порождаемое несоответствием того, что человек имеет, и того, что по его мнению, он должен иметь. Человек находится в состоянии депривации, если у него нет того, чем владеют другие (или чем он владел в прошлом), если он жаждет этого и считает возможным иметь. Например, состояние детей, лишенных отноше­ний близости с родителями, особенно с матерью. Де­привация часто сопровождается пониженным настрое­нием, депрессией, апатией, которые на короткое время могут сменяться эйфорией, раздражительностью.

Депрессия - это состояние психической подавленно­сти, тоски, отчаяния. При этом влечения, мотивы, воле­вая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события про­шлого и ощущение беспомощности перед лицом жиз­ненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывает­ся восприятие времени, которое течет мучительно долго.

Для поведения в состоянии депрессии характерны за­медленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки к самоубийству.

Апатия - состояние вялости, безразличия к окружаю­щему, отсутствие стремления к деятельности.

Эйфория - неадекватно повышенное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответствующее объективным обстоятельствам.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ответ на появления объективно и субъективно непреодо­лимых препятствий на пути удовлетворения потребностей, достижения целей, решения задач. Фрустрация - это кру­шение надежд, переживание неудачи. Эмоционально она может выражаться в гневе, досаде, отчаянии, чувстве вины. Фрустрация создает внутренние условия для апатии, де­прессии и агрессии.

Агрессия - запускается и поддерживается эмоциями, вхо­дящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). В состоянии агрессии человек готов причинить другому ущерб, оскорбить, победить, убить. Например, сексуальная агрессия может проявляться в сексуальной грубости, изнасиловании, издевательстве и убийстве (сек­суальные маньяки-убийцы).


Похожие статьи