Погибшие подлодки ссср. Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках

В ночь на 4 февраля 2009 года на большой глубине в Атлантическом океане столкнулись две ракетные атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту - британская HMS Vanguard и французская Le Triomphant. На обеих находилось примерно по 250 человек экипажа и по 16 межконтинентальных баллистических ракет.

Британский корабль потерял ход, всплыл и был отбуксирован к причалу военно-морской базы Фаслейн в Шотландии. Французы добрались до Бреста своим ходом.

На другой день лондонская газета Sun так прокомментировала этот инцидент: «Возможные последствия даже трудно себе представить. Маловероятно, чтобы столкновение вызвало ядерный взрыв, но могла произойти утечка радиации, — заявил газете высокопоставленный источник в британском ВМФ. — Хуже того, мы могли бы потерять экипаж и ядерные боеголовки. Это было бы национальным бедствием».

Увы, столкновения набитых ядерными боеголовками гигантских атомоходов на боевой службе в океане в последние десятилетия не такая уж редкость. Более того, подобные опаснейшие аварии, чреватые непредсказуемыми последствиями, происходят все чаще. Причина: подводные лодки всех стран мира становятся все более малошумными, их с трудом обнаруживают гидролокаторы атомоходов потенциального противника. Или обнаруживаются на таких дистанциях, когда что-либо предпринимать для безопасного расхождения на глубине уже поздно.

Мало того. В мирное время суть боевой службы многоцелевых подлодок всех флотов мира зачастую именно и состоит в непрерывном и, по возможности, многосуточном слежении за атомными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения потенциального врага. Задача при этом сформулирована предельно просто: в случае внезапного начала войны вражеский подводный крейсер должен быть уничтожен торпедами раньше, чем успеет открыть крышки люков своих шахт с межконтинентальными баллистическими ракетами и нанести удар из-под воды. Но при этом в океанских глубинах лодки вынуждены преследовать одна другую на расстоянии всего в несколько кабельтовых (1 кабельтов- 185,2 м.) Странно ли, что при этом атомоходы, бывает, и сталкиваются?

Вот пять самых опасных инцидентов в истории флотов:

1. 8 марта 1974 года в северной части Тихого океана на глубине примерно 5600 метров затонула советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А с баллистическими ракетами на борту. Погиб весь экипаж — 98 человек. Обстоятельства ее гибели неизвестны. Однако ряд отечественных специалистов уверены, что причиной катастрофы стало внезапное столкновение с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш». Та вскоре вернулась в собственную базу с серьезными повреждениями корпуса. Но Пентагон попытался объяснить их ударом о льдину.

У члена Клуба подводников Владимира Евдасина, прежде служившего на К-129, такая версия трагедии: «Думаю, незадолго до назначенного сеанса связи в ночь на 8 марта 1968 года К-129 всплыла и шла в надводном положении. В надводном положении на мостик, что в ограждении рубки, по штатному расписанию поднялись и несли вахту трое: вахтенный офицер, рулевой сигнальщик и „в корму смотрящий“. Поскольку при работе дизелей гидроакустики теряют контроль над обстановкой под водой, шумов маневрирующей чужой субмарины они не заметили. А та осуществляла поперечное подныривание под днищем К-129 на критически опасной дистанции и неожиданно зацепила рубкой корпус нашей субмарины. Та опрокинулась, не успев и пискнуть радиосигналом. В открытый люк и шахту воздухозаборника хлынула вода, и вскоре субмарина упала на дно океана».

2. 15 ноября 1969 года атомная подводная лодка ВМС США «Гэтоу» в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с советской атомной подводной лодкой К-19, отрабатывавшей боевые упражнения в одном из полигонов Северного флота. Причем, до момента аварии наши моряки и не подозревали о том, что американцы рядом и ведут за ними слежение. Советский экипаж завтракал, когда последовал мощный удар по корпусу К-19, шедшей со скоростью всего в 6 узлов. Лодка начала проваливаться на глубину. Корабль спасли грамотные действия старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько, который мгновенно приказал дать полный ход, продуть балласт и переложить горизонтальные рули на всплытие.

В базе в носовой части К-19 обнаружили огромную вмятину цилиндрической формы. Но лишь спустя годы выяснилось, что это отметина именно от «Гэтоу», которая скрытно шпионила за советским кораблем.

Как оказалось, командование ВМС США сделало все, чтобы скрыть свою причастность к инциденту. Дело в том, что авария произошла в 5,5 км от острова Кильдин, то есть в территориальных водах СССР, куда иностранным кораблям заходить запрещено международным правом. Поэтому в документах о боевом патрулировании «Гэтоу» было записано, якобы она вернулась с боевого патрулирования в базу еще за двое суток до столкновения. И лишь 6 июля 1975 года газета «Нью-Йорк таймс» написала, что произошло на самом деле.

3. 24 июня 1970 года в Охотском море в 04.57 на глубине 45 метров произошло столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США «Тотог». В результате сильного удара на К-108 сработала аварийная защита реакторов обоих бортов. Лодка потеряла ход и стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос. Однако энергичными мерами командир корабля капитан 1 ранга Багдасарян предотвратил катастрофу. К-108 всплыла. У нее был заклинен правый винт, поэтому пришлось вызывать буксиры.

4. 23 мая 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской стратегической атомной подводной лодки Северного флота К-211 проекта 667 БДР «Кальмар» (с 1984 года по 2010 годы - в составе Тихоокеанского флота) с американским атомоходом класса «Стёрджен». Комиссия Главного штаба ВМФ СССР, разбиравшаяся в инциденте, пришла к выводу, что американцы скрытно следили за нашим атомным подводным крейсером, находясь в его кормовых курсовых углах в акустической тени. Когда К-211 изменила курс, преследователи потеряли из виду советский атомоход и вслепую врезались рубкой в его корму.

Оба корабля до своих баз добрались своим ходом. К-211 — в Гаджиево, где ее поставили в док. При этом при осмотре нашего атомохода были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждения лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плестиглас от рубки американской субмарины.

А сильно помятому «американцу» в подводном положении пришлось «топать» в Холи-Лох (Британия). Там скрыть огромную вмятину в его рубке было невозможно.

5. 11 февраля 1992 года советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир — капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше нашего корабля — на глубине 15 метров.

В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали о том, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.

На этот раз все было настолько очевидно, что Пентагон был вынужден признать нарушение территориальных вод нашей страны.

Флот
Такт. номер, проект
Причины катастрофы
Причины катастрофы
Район катастрофы
Количество погибших
Примечание командир
С-117 (бывшая Щ- 117) головная Щука серии V- бис

Не установлена

Охотское море

Торпедная морская, кап 3 ранга Красников

М-200 Типа М XV серии 21 ноября 1956 г Столкновение с эм «Статный» потеря продольной надводной остойчивости Суурупский пролив Балтийское море 28 Торпедная прибрежная кап 3 ранга Шуманин

М-255 Пр.А-615

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга С.Ф.Савкин

М-351 Пр.А-615

Поступление воды в дизельный отсек через незакрытую захлопку. Пожар. Затонула

В районе бухты Балаклава

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Белозеров

М-256 Пр. А-615

Навигационная авария, потеря продольной надводной остойчивости

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Ю.Вавакин

М-252 Пр.615Vii серия

Навигационная авария, посадка на мель, затопление корпуса

Японское море

Торпедная, прибрежная Кап 3 ранга Боровков С.Н.

Поступление воды через РДП

Баренцево море

Ракетная, морская Кап 3 ранга А.Ситарчик

Пожар и взрыв стеллажных торпед в 1-ом отсеке

Баренцево море

Полярный

Торпедная океанская Кап 2 ранга Бегеба

Взрыв стеллажных торпед у рядом ошвартованной лодки

Баренцево море.

Полярный

Торпедная морская кап 2 ранга Олег Абрамов

К-129 Пр.629А

Предположительно потеря плавучести при поступлении больших масс воды в 5-ый дизельный отсек при несрабатывании поплавкового клапана РДП

Тихий океан

Ракетная, крейсерская Кап 1 ранга В.Кобзарь

Потеря плавучести из-за столкновения с транспортом и поступления в пробоину большой массы воды

Японское море

Торпедная морская Кап3ранга Б.Маранго

Атомные подводные лодки

Флот

Такт. номер, проект

Дата происшествия

Причины катастрофы

Район катастрофы

Колич

ество погибших

Примечание

Пр.658

Разгерметизация 1-го контура

Северная Атлантика

Ракетная крейсерская Кап 2 ранга Н.Затеев

Пр.627 «Ленинский комсомолец»

пожар во втором отсеке, возгорание регенерации

Норвежское море

Торпедная, крейсерск. Кап 2 ранга С.Гориков

Пр.627А

пожар, потеря продольной надводной остойчивости, при поступлении внутрь корпуса больших масс воды.

Бискайский залив

Торпедная, крейсерска

Кап 2 ранга В.Бессонов

Пр.658

пожар в 8 и 9 отсеках

Атлантический океан

Ракетная, крейсерск Кап 1 ранга В.Кулибаба

Пр.675

Поступление больших масс воды во второй отсек из-за пробоины, полученной в результате

столкновения с транспортом «Академик Берг»

Японское море

Ракетная крейсерская командир кап 2 ранга Леонид Хоменко

К-429 Пр.670А

Потеря плавучести из-за поступления большой массы воды в 4 отсек

Камчатка, Авачинский залив Тихий океан

Многоцелев

крейсерска

Кап 1 ранга В.Суворов

Пр.675

Пожар в 8 отсеке

Баренцево море

Ракетная крейсерска Кап 1 ранга Селиванов

К-219 Пр.667а

Пожар, потеря плавучести

Атлантический океан

Ракетная крейсерская Капитан 1-го ранга И.Британов

К-278 Пр.685 «Комсо

молец»

пожар в 7 отсеке потеря надводной плавучести и продольной надводной остойчивости, разгерметизации и поступления в прочный корпус больших масс воды

Норвежское море

Многоцелевая Крейсерска Кап 1 ранга Е.Ванин

К-141 Пр.949

Взрыв стеллажных торпед

Баренцево море

Ракетная крейсерская Кап 1 ранга Лячин Г.П,

К-159 Пр.667А

Потеря надводной плавучести при буксировке

Баренцево море

Ракетная крейсерская, выведена из боевого состава командир, кап 2 ранга Лаппа Сергей

Итак:

1. За рассматриваемый период с 1952 по 2003 г. г. были построены и включены в состав ВМФ:
- 251 атомная подводная лодка
- 29 дизельных пл типа М пр. А-615 с двигательной установкой по закрытому циклу.
- 225 дизельных пл пр.613 и модификаций
- 26 дизельных пл пр.611 и модификаций
- 58 дизельных пл пр.641 и модификаций
- 23 дизельных пл пр.629 и модификаций

2. У погибших или попавших в тяжелую аварию пл (К-129, К-3, К-8, К-429, К-219, К-278, К-141, К-159, К-56, К-131, К-19, С-80, С-178, С-350, Б-37, С-117, М-200, М-256, М-252, М-351) тактические номера были:

С цифрой -1 (К-129, К-19, К-219, К-141, К-159, К-131, С-178, С351, С-117, М-351) - 10 пл
(в 40% еще встречается цифра 9 )

С цифрой -2 (К-129, К-429, К-219, К-278, М-200, М-252, М-256)- 7пл
(У более 40% снова встречается цифра 9 )

С цифрой -5 (К-159, К-56, С-350, М-252, М-255, М-256, М-351)- 7 пл

С цифрой -8 (К-8, К-278, С-178, С-80)- 4пл

С цифрой - 9 (К-19, К129, К-219, К-429, К-159)- 5пл.

Замечание:
- С цифрой 5 , которая находится в разряде десяток, 7 случаев аварий. При этом, 80% аварий у подводных лодок типа М. -
- С цифрой 9 , которая находится в разряде единиц, только пл типа К.
- Самое неудачное сочетание цифр 1,2 или 9 - 10 случаев.
- Самое удачное сочетание цифр - 3,4,6,7.

3. Периоды времени максимума катастроф:
-дизельных пл

-1956-1962 г. г. - время, когда было наибольшее количество пл в составе ВМФ и время освоения пл с новой энергетической установкой.
-атомных пл
-1967-1973 - время освоения и начало циклического несения бс,
-1983-1989 г. г. - время наибольшего износа материальной части пл 1-го и 2-го поколения и максимального количества пл, несущих бс.

4. Периоды времени минимума катастроф:
-дизельные пл уже хорошо освоены и надёжны.
- 1962-1981 г. г.
-атомные пл

- 1973-1983 г г. - период перехода от пл 1-го поколения к пл 2-го поколения, более современным и надежным.
- 1989-2000 г. г. период прекращение несения бс, за исключением редких выходов в море или в автономное плавание.

5. Катастрофы по флотам (д/а/всего):
ТОФ:4/2/6
КСФ:3/9/12
КБФ: 3/-/3
КЧФ: 1/-/1 Всего: дпл - 11; апл - 11; Итого-22

6. Основные причины аварий, приведшие к гибели подводных лодок:
- пожар с последующим поступлением большого количества воды внутрь прочного корпуса, потерей надводной продольной остойчивости.
- 3 случая нарушения правил кораблевождения, приведших к столкновению с надводными кораблями.

7. Периодичность катастроф и тяжелых происшествий на ТОФе.
7.1. 1968 г 8 марта - гибель рпл пр.629А «К-129».
7.2. 1973 г. 13 июня - столкновение пларк пр.675 «К-56» с ЭС «Академик Берг».
7.3. 1978 г. 13 июня - затяжной выстрел орудия главного калибра на крейсере пр.68 бис «Адмирал Сенявин».
7.4. 1983 г. 24 июня - гибель пларк пр.670А «К-429».

Интервал происшествий практически 5 лет, более того, есть совпадение по датам п.7.2 и 7.3.

Возможные причины аварий и катастроф:
1. Неудовлетворительная профессиональная подготовка командиров подводных лодок и экипажей.
Порочная система отбора и подготовки командного состава - в первую очередь командиров пл - предпосылка всех аварий и происшествий. В середине 70-х годов сложилась обстановка, когда многие старшие помощники командиров ракетных пл не хотели сдавать на самостоятельное управление пл, чтобы их не назначали командирами пл. Из-за боязни ответственности. Так, на 1 февраля 1978 г. из 21 старпома 2 флпл ТОФ 19 человек не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Спрашивается, кто потом командовал подводными лодками?

2. Технические ошибки в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных подводных лодок и несовершенство их вооружения. Они носили системный характер, т. к. имели место на многих кораблях, о чем свидетельствуют результаты проверок кораблей и подводных лодок по замечаниям, приведшим к тяжелым авариям и катастрофам.

3. Приемка от промышленности подводных лодок, имеющих значительные недоработки и неисправности систем и механизмов, в угоду командованию ВМФ СССР и Руководству Министерства судостроительной промышленности.

4. Нарушение требований руководящих документов по подготовке экипажей подводных лодок и допуска их к выходу в море.

5. Гибель и аварии подводных лодок типа М проекта А-615 происходила из-за несовершенной энергоустановки, вызывавшей взрыв газовой смеси и пожар.

6. Основная причина гибели надводных кораблей - нарушение правил хранения и использования боезапаса.

7. Трудно объяснить, почему у пл. типа «К», пострадавших в авариях и в катастрофах, в тактических номерах повторялись цифры 1, 2 , 5 и 9.

Целесообразно на подводных лодках, находящихся в составе ВМФ РФ, поменять тактические номера, исключив эти цифры.

8. В ВМФ СССР и ВМФ РФ:
- отсутствуют специалисты, занимающиеся постоянным комплексным анализом состояния механизмов и боезапаса, организации БП, аварийных ситуаций, катастроф пл и нк, и способные обобщать статистический материал с послевоенного времени по настоящее время и давать рекомендации по предотвращению возможных аварийных ситуаций.
- возможно, Командование ВМФ РФ не заинтересовано в проведении тщательного анализа, чтобы данные, обличающие, бывшее руководство ВМФ, не стали достоянием гласности. Не учитывается то, что л/с кораблей будет совершать повторяющиеся в определённой последовательности и периодичности ошибки, которые чреваты тяжелыми авариями и катастрофами..
- кроме анализа навигационных аварий и происшествий в ГШ ВМФ СССР нет других материалов, которые были бы доведены до л/с пл и нк.

В последнее время в открытой печати и на сайтах Интернета появилось много материалов, посвященных авариям и катастрофам советских подводных лодок. Авторы разбирают отдельные причины этих аварий, т. к. не имеют возможности сделать полный анализ из-за отсутствия доступа к материалам. Кроме того, часть сведений носят дезинформационный характер. Для проведения достоверного анализа и выявления объективных причин катастроф, необходимо, чтобы такое исследование провела специальная комиссия. Она должна состоять из профессионалов - подводников, имеющих большой практический опыт, не состоящих на действительной службе и способных вскрыть истинные причины аварий, используя как архивные документы, так и случаи, не нашедшие отражения в этих документах, но оставшиеся в памяти непосредственных участников этих событий. Все командиры знают, что черновой журнал вахтенного ЦП, в котором делались записи всех фактических событий и происшествий, отличался как черное от белого от чистового вахтенного журнала и отчета по боевой службе, которые сдавались в архив,

Кроме официальных материалов, многие из которых до сих пор имеют гриф секретности, значительное количество информации от руководства ВМФ скрывалось или доводилось только до узкого круга лиц.

Я не собирался давать полный анализ этих случаев по той же причине. Просто собрал и обобщил случаи аварии и катастроф, пытаясь найти какую-то необъяснимую закономерность. Кто-то может сказать, что здесь много мистики. Возможно и так. Я надеюсь, что когда-нибудь и этим явлениям будут даны объяснения, и они получат научное подтверждение и объективное обоснование. Если Вы, прочитав эти выводы, сможете мне ответить, буду вам признателен. Думаю, что не мне одному это нужно.

Приложение:
1. Фамилии командиров погибщих кораблей:

С-117 - Капитан 3-го ранга Красников,
М-200 - Капитан 3-го ранга Шуманин
М-255 - Капитан 3-го ранга С. Савкин
М-351 - Капитан 3-го ранга Р. Белозеров
М-256 - Капитан 3-го ранга Ю. Вавакин
М-252 - Капитан 3-го ранга С. Боровков
С-80 - Капитан 3-го ранга Ситарчик
Б-37 - Капитан 2-го ранга Бегеба
С-350 - Капитан 2-го ранга О. Абрамов
С-178 - Капитан 3-го ранга Б. Маранго
К-129 - Капитан 1-го ранга В. Кобзарь
К-19 - Капитан 2-го ранга Н. Затеев
К-3 - Капитан 2-го ранга С. Гориков
К-8 - Капитан 2-го ранга В. Бессонов
К-19 - Капитан 1-го ранга В. Кулибаба
К-56 - Капитан 2-го ранга Л. Хоменко
К-429 - Капитан 1-го ранга В. Суворов
К-13 - Капитан 1-го ранга Е. Селиванов
К-219 - Капитан 1-го ранга И. Британов
К-278 - Капитан 1-го ранга Е. Ванин
К-141 - Капитан 1-го ранга Г. Лячин
К-159 - Капитан 2-го ранга С. Лапа

2. Катастрофы надводных кораблей.
2.1. БПК «Отважный» пр.61 (КЧФ) 30 августа 1974 г. рейд бухты Стрелецкая, Черное море, причина - взрыв стартовых двигателей зур и другого боезапаса, погибло 24 человека
2.2. Крейсер «Адмирал Сенявин» пр. 68 бис (ТОФ) 13 июня 1978 г. Японское море. Затяжной выстрел орудия главного калибра носовой башни, погибло 24 человека.

2.3. Линкор «Новороссийск» бывший «Джулио Чезаре»,КЧФ 29 октября 1955 г. Севастопольская бухта, причина не установлена. Взорвался и затонул, стоя на бочке № 3, (спустя 39 лет после гибели линкора «Императрица Мария» 20 октября 1916 г. на том же месте.)

Погибло 610 человек

«Трешер»

Американская SSN-593 «Трешер» была первой затонувшей атомной подводной лодкой. 10 апреля субмарина вышла в море для проведения глубоководных погружений и проверки прочности корпуса на предельных для неё глубинах. Сообщение о готовности к погружению «Трешер» отправил в 7:30 после чего ещё несколько раз выходил на связь, докладывая о состоянии лодки и достигнутой глубине. Последнее сообщение был получено в 09:13: «Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…». После этого лодка на связь больше не выходила. Фотографии с места крушения показали, что субмарина развалилась на несколько частей и забрала с собой жизни всего экипажа – 112 человек и 17 исследователей. Останки «Трешера» до сих пор покоятся в 350 километрах к востоку от мыса Кейп-Код на глубине 2560 метров. Основной причиной катастрофы считается трещина в корпусе, через которую лодку заполнила забортная вода.

«Скорпион»

Второй атомной подлодкой, которую потерял ВМФ США стала SSN-589 «Скорпион». Лодка пошла ко дну 21 мая 1968 года в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метра. Субмарину искали в течение пяти месяцев силами почти 60 кораблей и авиации, однако безрезультатно. Обнаружить останки «Скорпиона» помогла запись гидролокации: на одной из станцией был обнаружен сигнал похожий на разрушение корпуса лодки под давлением. Район поиска сузился, и вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров. Причина гибели до сих пор не установлена, по одной из версий могла взорваться одна из торпед. Тела 99 человек экипажа навечно остались на дне Атлантического океана.


К-8 стала первой атомной подводной лодкой, потерянной Советским Союзом. Во время боевого дежурства в Средиземном море случился пожар в рубке гидроакустиков. Командир корабля начал бороться за сохранность лодки, однако пожар стал распространяться по воздуховодам. Мужеством и героизмом отличился состав первой смены главной энергетической установки: видя, что пламя вот-вот пойдёт по другим отсеками, они задраили двери и заглушили ядерные реакторы. Ценой своих жизней они предотвратили взрыв, который уничтожил бы всю лодку и выбросил радиоактивные элементы в океан. Бо́льшая часть экипажа спаслась благодаря болгарскому теплоходу «Авиор», который находился неподалёку и принял выживших на борт. К-8 вместе капитаном 2-ранга Всеволодом Бессоновым и телами других 51 членов покоится на глубине 4680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании .


К-278 «Комсомолец»

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате пожара была нарушена герметичность лодки, забортная вода, хлынувшая внутрь, утащило на дно само судно и часть его экипажа. Кроме того в результате аварии сигнал о помощи поступил, и был расшифрован лишь с восьмого раза. Те подводники, которые сумели выбраться из горящей субмарины оказались в ледяной воде и вынуждены были ждать помощи. В результате катастрофы 42 человека погибло, 27 - выжили. Во время разбирательств по поводу катастрофы руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей. Последние в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как «День памяти погибших подводников».


К-141 «Курск»

Одна из самых загадочных катастроф двадцатого века это гибель АПЛ «Курск ». 12 августа 2000 года субмарина участвовала в учениях Северного флота. В 11:28 оборудование на крейсере «Петр Великий» зафиксировало хлопок, после чего корабль тряхнуло. «Курск» не вышел на связь в установленное время - 17:30, а утром следующего дня на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей, и в 04:51 «Курск» был обнаружен, лежащим на грунте на глубине 108 метров. Вместе с лодкой погибли и все 118 человек экипажа. Причиной гибели субмарины стал пожар в торпедном отсеке, из-за чего сдетонировали сами торпеды.


сайт нередко пишет об авари ях на отечественных подводных лодках. Цель понятна: воздать должное погибшим и пострадавшим военным морякам и их мужеству. Но если разобраться, то самый аварийный флот мир а принадлежит США . И не только потому, что он самый большой в мире. Или, как любят констатировать американск ие журналисты , "самый мощный".

Или, как говорят даже некоторые экономисты из США, самый дорогой. Или самый забавный флот в мире — так очень часто выражаются завсегдатаи российских военно-морских интернет-форумов. При этом в среде, так сказать, мировой военно-морской общественности очень часто на многих языках звучит фраза, что флот США — самый бестолковый и малоэффективный среди подобных сил других развитых стран (имеется в виду соотношение финансовых затрат и боевой эффективности). Кажется также, что уважаемые янки в погонах обладают редким талантом допускать просчеты, необъяснимые с точки зрения логики обычного военного человека.

Выяснилось это, кстати, еще в годы Второй мировой. Так, американцы не заметили вспышки и не услышали гром залпов японских 203-миллиметровых орудий с расстояния 20 миль. После этого и случился так называемый ночной погром у острова Саво, более известный в истории войны на Тихом океане как "второй Перл-Харбор". Японцы просто-напросто обошли остров против часовой стрелки, расстреляв одного за другим спящие крейсеры ВМС США.

Или как можно после успешных оборонительных боев, имея все шансы на победу, вдруг сдать десятикратно уступающему по численности неприятелю неприступный "бетонный броненосец" Коррехидор? 43 года американцы готовились к этому бою, забетонировали и одели в броню небольшой остров, уже почти победили… и сдались на милость японцев. К их неподдельному изумлению, еще и выполнив множество весьма строгих условий капитуляции. Конечно, это трагедия, и вечная память всем гражданам США и других стран, воевавших за мир. Но странная какая-то, нелепая это трагедия…

Но вернемся к подводному флоту. "Реальной открытой статистики аварийности ВМС США в целом и в атомном подводном флоте этой страны в частности — попросту не существует , — считает давний автор Pravda. Ru, эксперт по Международному морскому праву, публицист и историк капитан I ранга Сергей Апрелев . — Дело в том, что уже три десятилетия в США практически не публикуются данные об авариях на флоте, доступ прессы к таким фактам запрещен. Конечно, бывают утечки информации — но чаще всего случайные.

И руководство ВМС все-таки комментирует случившееся, только когда не сделать этого уже нельзя, когда сами факты и так уже становятся известными широкой общественности. Свобода слова там весьма своеобразная. Издания, которые публикуют "несогласованные" данные о происшествиях на флоте, могут нарваться на крупные неприятности. Потому-то в открытой прессе содержится лишь весьма скудная информация об аварийности ВМС США, и мы о ней мало что реально знаем…".

Но хотя многое об американцах нам неизвестно, согласно хотя бы имеющейся статистике Россия все равно по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает "первенство" ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий — коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным.

В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий и происшествий, а в американском — около 30. Соотношение, согласитесь, не в пользу США. А если американцы "откроют" еще и свою "закрытую" аварийную статистику, да мы ее приплюсуем к уже имеющимся данным…

Американскими кораблестроительными верфями в XX веке было построено более 190 подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Для сравнения: за этот же период с советских верфей вышла в море 261 атомная подлодка, в Великобритании — 25, во Франции — 12, в Китае — шесть. Кстати, от строительства дизельных подлодок в США отказались еще более полувека назад.

Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, например, сам вице-президент США Альберт Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке "Парго". Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 серьезных инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.

Наибольшее число аварий "у них" вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств.

Напоследок, только некоторые избранные, аварии и происшествия в ВМС США, вошедшие в историю. Некоторые из нижеприведенных фактов есть только в англоязычной прессе, и Pravda. Ru публикует их для русскоязычной аудитории впервые.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину "Трешер". Кто мог представить, что простой двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира "Скайларк" мог закончиться подобной катастрофой? Причина гибели "Трешера" остается загадкой.

Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки — был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ "Скорпион". Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически, как наш "Курск"!).

Существует более экзотическая легенда, согласно которой "Скорпион" потопили русские в отместку за гибель подлодки К-129. Тайна гибели "Скорпиона" до сих пор будоражит умы моряков — так, в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

11 февраля 1998 года американская субмарина "Ла Холья" в семи километрах от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно "Янг Чанг".

19 марта 1998 года вблизи острова Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) столкнулись "Кентукки" и "Сан Хуан". Обе лодки были направлены в базу Гротон для докового ремонта.

Крейсер ВМС США "Порт Ройял" стоимостью в миллиард долларов 5 февраля 2009 года сел на мель у Гавайских островов. Следствие установило причины аварии: навигационное оборудование на корабле было неисправно, вахтенные потеряли бдительность, не работал эхолот, и никто не смог определить глубину под килем.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США "Гринвилл" протаранила японскую рыболовную шхуну "Эхиме Мару". Погибло 9 японских рыбаков, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США "Натаниел Грин". Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Лодки столкнулись удачно — ремонт нашего корабля занял полгода, а история американской субмарины оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. "Батон Руж" доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

В 1969 году американская атомная подводная лодка "USS Guitarro" затонула на глубине 10 метров прямо у причальной стенки. Авария произошла в результате несогласованных действий двух групп специалистов: одна из них заполняла водой носовые балластные цистерны, а другая — кормовые. Каждая из этих стандартных операций необходима для калибровки инструментов, однако одновременное их выполнение бригадами, даже не подозревающими друг о друге, привело к затоплению корабля. Операция по подъёму и восстановлению подлодки обошлась Штатам в сумму 20 миллионов долларов. Интересно, что эта подлодка носила бортовой номер 665 — почти, извините, "три шестерки"…

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная подводная лодка "Гринвилл" при отработке экстренного всплытия (необходимости в котором не было) около гавайского острова Оаху столкнулась с японской учебной рыболовецкой шхуной "Экси Мару". Шхуна затонула, но американцы ничего не предприняли для спасения тонущих рыбаков.

20 марта 1993 года в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Несмотря на серьезные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

14 мая 1989 атомная подлодка проекта "Лос-Анджелес" возвращаясь, что интересно, после съёмок "Охоты за Красным Октябрём" в базу, возле острова Санта Каталина в Калифорнии зацепила трос, на котором небольшой буксир тянул баржи. Затем лодка погрузилась, утащив за собой буксир, при этом один из членов команды погиб. По решению суда родственники погибшего получили от ВМФ 1,4 миллиона долларов…

В 1959 году советская дизель-электрическая подлодка С-360 в Средиземном море скрытно проникла в район боевого маневрирования авианосца "Рузвельт", оставшись незамеченной. В том же походе наши подводники буквально поставили "на уши" весь шестой флот США: С-360 свободно "прогулялась" под кораблями боевого охранения тяжелого крейсера "Де Мойн".

7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7...

7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7 апреля стала трагедия, произошедшая в этот день в 1989 году в Норвежском море. Тогда потерпела крушение боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека.

Подводник - героическая профессия. К сожалению, ее специфика такова, что, уходя в плавание, офицеры, мичманы, старшины, матросы подводных лодок не знают, увидят ли снова своих родных и близких. История советского и российского подводного флота - это не только достижения, все более совершенные подводные корабли и боевые победы. Это - и человеческие потери, тысячи подводников, не вернувшихся с боевых заданий и в военное, и в мирное время.

Так, с 1955 по 2014 гг. только атомных подводных лодок затонуло шесть - 4 советских и 2 российских (правда, К-27 была затоплена в целях утилизации, но прежде на лодке случилась серьезная авария, которая впоследствии и стала причиной решения об ее затоплении).

Советская атомная подводная лодка «К-27» была спущена на воду в 1962 г. и получила среди моряков прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года подводная лодка К-27 находилась в Баренцевом море. Экипаж лодки осуществлял проверку параметров главной энергетической установки на ходовых режимах после выполнения работ по модернизации оборудования. В это время мощность реактора стала снижаться, и моряки попытались ее поднять. В 12:00 в реакторном отсеке произошел выброс радиоактивных газов. Экипаж сбросил аварийную защиту левого реактора. Радиационная обстановка на лодке ухудшилась. Авария привела к серьезным последствиям для экипажа. Все моряки лодки были облучены, 9 членов экипажа погибли - один матрос задохнулся в противогазе на борту лодки, восемь человек скончались позднее в госпитале от последствий полученных на борту лодки доз радиации. В 1981 г. лодка была утилизирована в Карском море.

12 апреля 1970 года, ровно 47 лет назад, в Бискайском заливе, в 490 км от испанского побережья, затонула К-8, советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Лодка К-8 была зачислена в состав ВМФ СССР 2 марта 1958 года, а 31 мая 1959 года спущена на воду. Как и другие атомные подводные лодки первого поколения, к-8 не была совершенной - на ней часто происходили аварии, связанные с различными поломками оборудования. Например, 13 октября 1960 года в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, случилась утечка теплоносителя, в результате чего экипаж получил различные дозы облучения. 1 июня 1961 года произошел повторный подобный случай, в результате чего пришлось комиссовать одного из членов экипажа с острой лучевой болезнью. 8 октября 1961 года вновь произошла авария.

Всеволод Бессонов командир АПЛ «К-8».

Однако, несмотря на попытки экипажа спасти лодку, К-8 в течение короткого времени затонула. Всего на ПЛ погибли 52 человека. Спастись, таким образом, удалось 46 членам экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вся команда подводной лодки получила государственные награды. Гибель К-8 и 52 моряков стала первой подобной потерей советского атомного подводного флота и открыла счет другим подобным трагедиям.

Атомная подводная лодка стратегического назначения «К-219» была заложена в 1970 году - в тот самый год, когда произошла страшная авария на АПЛ «К-8». В 1971 г. атомную подводную лодку спустили на воду. За пятнадцать лет службы атомной подводной лодки она неоднократно сталкивалась с самыми разнообразными проблемами, связанными с пусковыми установками ядерных ракет и с крышками ракетных шахт. Например, уже в 1973 г. была нарушена герметичность ракетной шахты № 15, в результате чего в шахту стала поступать вода, вступившая в реакцию с компонентом ракетного топлива. Образовавшаяся агрессивная азотная кислота повредила топливопроводы ракеты и произошел взрыв. Его жертвой стал один член экипажа, а ракетная шахта оказалась затопленной. В январе 1986 г. имела место проблема с запуском ракеты на учениях, что заставило лодку всплыть после пуска и возвращаться в надводном положении на военно-морскую базу. Тем не менее, 4 сентября 1986 г. атомная подводная лодка «К-219» отправилась в поход к побережью США, где ей предстояло нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командовал подводным крейсером капитан 2 ранга Игорь Британов. Перед выходом К-219 в море были заменены 12 офицеров подводной лодки из 32. В поход предстояло отправляться с новыми старшим помощником, помощником командира, командирами ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальником радиотехнической службы, командиром электротехнического дивизиона, командирами 4 отсеков, корабельным врачом. Кроме того, были заменены 12 мичманов из 38 мичманов экипажа, включая двух старшин команд ракетной БЧ-2. Когда крейсер погрузился в Баренцево море, в ракетной шахте № 6 открылась течь. Отвечавший за ракетное вооружение офицер об этом происшествии командиру К-219 Британову не сообщил. Вероятно, что он руководствовался соображениями собственной карьеры - не хотел отвечать за последствия возвращения лодки на военно-морскую базу. Между тем, о неисправности в ракетной шахте было известно давно, но вышестоящему командованию не докладывали - замечание снял флагманский специалист дивизии.

Когда лодка находилась между Великобританией и Исландией, ее обнаружили системы гидроакустики ВМС США. При этом К-219 предпринимала все усилия, чтобы не быть обнаруженной. 3 октября К-219 была обнаружена подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta, которая следовала к побережью СССР - также для выполнения патрульных функций. К этому времени приходилось уже дважды в день откачивать воду из ракетной шахты № 6. Однако, в конце концов ранним утром 3 октября 1986 г. ракетная шахта № 6 полностью разгерметизировалась и в нее хлынула вода. Отвечавший за ракетное вооружение офицер Петрачков выдвинул свое предложение - всплыть до глубины 50 метров, заполнить ракетную шахту водой, после чего осуществить выстрел ракет аварийным запуском маршевых двигателей. Так он рассчитывал защитить ракету от разрушения в самой шахте. Однако, времени не хватило, и ракета взорвалась в самой шахте. Взрывом были разрушены внешняя стенка корпуса и боеголовки ракеты. Ее части упали внутрь крейсера. Пробоина способствовала быстрому погружению корабля на 300 метров - почти на предельно допустимую глубину. После этого командир крейсера принял решение о продувании цистерн с целью избавления от балластной воды. Через две минуты после взрыва К-219 резко выплыла на поверхность. Личный состав покинул ракетный отсек и задраил герметичные переборки. Таким образом, лодка оказалась разделенной на половины - командный и торпедный отсек были изолированы аварийным ракетным отсеком от других отсеков - медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков, располагавшихся в корме корабля.

Памяти погибших подводников. Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин (на фото) отправились в реакторную выгородку - они собирались опустить компенсирующие решетки. В камере температура достигала 70 °C, однако старший лейтенант Беликов все же опустил три из четырех решеток, и лишь потом упал без сознания. Последнюю четвертую решетку опустил матрос Преминин. Но выйти назад он не смог - из-за разницы давления ни он, ни матросы с другой стороны не смогли открыть люк отсека. Преминин погиб, ценой своей жизни предотвратив ядерный взрыв. Примечательно, что тогда его подвиг не был оценен по заслугам - матросу посмертно дали орден Красной звезды, и только в 1997 году, уже в постсоветский период отечественной истории, Сергею Преминину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.

К-219 установила связь с советским гражданским рефрижератором «Федор Бредихин». К месту аварии подошли, помимо рефрижератора, лесовоз «Бакарица», танкер «Галилео Галилей», сухогруз «Красногвардейск» и ролкер «Анатолий Васильев». Затем подоспели корабли ВМС США - буксир USNS «Powhatan» и подводная лодка USS «Augusta». Командование ВМФ СССР приняло решение о буксировании К-219. Существовала большая опасность того, что лодка в случае оставления ее экипажем, будет захвачена американскими ВМС. Из-за распространения ядовитого газа в конце концов советское командование приняло решение об эвакуации экипажа, однако командир К-219 Британов остался на лодке - защищать ее от возможного проникновения американцев с оружием в руках. Он с группой офицеров и секретными документами покинул лодку последним - на шлюпке. В результате аварии на К-219 погибли 4 человека - командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр; матрос по вооружениям Смаглюк Николай; машинист Харченко Игорь; реакторщик Преминин Сергей. По возвращению в СССР Игорь Британов находился под следствием, затем обвинения с него сняли, но из рядов ВМФ СССР уволили. Об аварии на К-219 написано достаточно много статей, выдвигались и выдвигаются различные версии возможных причин аварии. Не вдаваясь в более подробное освещение этого вопроса, следует отметить, что моряки лодки ценами своей жизней пытались исправить аварийную ситуацию, возникшую на подводной лодке. Вечная им за это память.

Похожие статьи