Стилистические фигуры - синтаксические средства выразительности. Синтаксические (стилистические) фигуры Наличие взволнованности эмоциональности эпифора стилистическая фигура которая

Экспрессивный синтаксис - это способность синтаксических единиц выступать в качестве средств экспрессивно-стилистических, то есть связанных с достижением выразительного эффекта высказывания.

Стилистическая фигура – оборот речи, синтаксическое построение относительно формализованного характера, то есть имеющее элементарную синтаксическую схему, модель.


Вопрос 27. Аллитерация и ассонанс в художественном и публицистическом дискурсах.

Аллитерация – один из видов звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или однородных согласных звуков для придания тексту звуковой и интонационной выразительности. Чаще всего используется в поэзии. «Ч ёрный ч ит ает чт ец , / Т опч утс я люди праздные… – Мёрт вый лежит певец / И воскресенье празднует » (М. И. Цветаева).

Ассонанс – один из видов звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или однородных гласных звуков. «Роман класси чески й, стари нный, / отменно дли нный, дли нный, дли нный, / нравоучи тельный и чи нный, / без романти ческих затей » (А. С. Пушкин. «Граф Нулин»)

Аллитерация и ассонанс создают ритмический рисунок текста, придают ему музыкальность. Эти фигуры могут использоваться в функции звукоподражания, выделять значимые отрезки текста, повышать экспрессию текста.


Вопрос 28. Лексический повтор. Деривационный повтор. Анадиплос(з)ис (стык (подхват). Цепной повтор. Кольцо (рамка, рондо, охват, обрамление). Определение понятий. Основные стилистические функции.

Лексический повтор - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту, среди них различаются следующие типы:

Анадиплосис - последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:

…откуда придет помощь моя.

Помощь моя от Господа…

Анафора - повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. - Есенин С. А.

Анафору можно отнести к фигурам, использование которых может активно воздействовать на разум и чувства адресата. Также анафора может служить выражению чувств и эмоций автора, усиливать изобразительность текста.

Эпифора – единоконцовка, фигура при построении которой каждая последующая строфа, строка или предложение заканчивается также, как и предыдущее.

«Сиянье глаз твоих благословляю.

В моём бреду светило мне оно,

улыбку уст твоих благословляю!

Она меня пьянила, как вино»

(В. Я. Брюсов);

Эпифора используется с теми же стилистическими заданиями, что и анафора.

Симплока - сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи:

Август - астры,

Август - звезды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август! - М. Цветаева, Август

Деривационный повтор вид повтора, прикотором повторяется не всё слово, а только какая-то его часть (корень, приставка, суффикс). «Нежнее нежного Лицо твоё / Белее белого твоя рука» (О. Мандельштам).

Анади́плосис (стык (подхват)) – синтаксическая фигура, в которой конечные слова стиха или фразы повторяются в начале следующего стиха или фразы. «О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!» (А. Блок).

Цепной повтор – фигура, представляющая собой ряд подхватов (стыков), которые следуют друг за другом. «Чем больше учишь, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. Чем больше забываешь, тем меньше знаешь. Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Значит, чем меньше учишь, тем больше знаешь» (Студенческая шутка).

Кольцо (рамка, рондо, охват, обрамление) – фигура, при построении которой в конце фразы, стиха, строфы или всего стихотворения повторяется начальное слово или словосочетание.

«У меня не живут цветы,

Красотой их на миг я обманут,

Постоят день, другой, и завянут,

У меня не живут цветы»

(Н. Гумилёв).


Вопрос 29. Синтаксический параллелизм и хиазм как стилистические фигуры.

Синтаксический параллелизм – стилистическая фигура, заключающаяся в том, что смежные части текста имеют одинаковое строение (каждое последующее предложение строится по типу предыдущего / однотипное построение придаточных частей в сложном предложении / на уровне микроконтекста – однотипные словосочетания). При полном отождествлении одной конструкции другой полном параллелизме, при частичном уподоблении синтаксических конструкций – о неполном параллелизме. Возможен параллелизм смежных синтаксических конструкций – он называется контактным – и разделённых другими синтаксическими конструкциями – дистантный параллелизм.

Но моя река – да с твоей рекой,

Но моя рука – да с твоей рукой

Не сойдутся, Радость моя, доколь

Не догонит заря – зари

(М. Цветаева).

Синтаксический параллелизм часто сочетается с анафорой и эпифорой:

Хиазм – обратный параллелизм, фигура, представляющая собой зеркальное расположение членов двух смежных словосочетаний или предложений.

«Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли ».

Хиазм может быть самодостаточным, представлять собой законченный текст-миниатюру, и в подобных случаях он часто становится произведением назидательного характера. Самодостаточный хиазм встречаем и в заголовках, а также названиях кинофильмов: «Свой среди чужих, чужой среди своих » (х/ф Н. Михалкова).

Искусственность структуры хиазма делает его очень заметным в тексте, по этой причине данный приём часто используется как средство привлечения внимания адресата . Помимо выделительной функции хиазм используется как средство ритмической организации текста, усиления его образности . Хиазм обладает высоким потенциалом в создании комического эффекта , поскольку в его структуре ощутимо игровое начало. Хиазм весьма эффективно используется при формулировании выводов. Его структура способствует афористичности высказывания.

Вопрос 30. Понятие о периоде. Типы периодов. Стилистические функции.

Период - лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интонация идет на повышение, а во второй - на понижение. Стихотворение, написанное в форме П., свидетельствует о широте поэтического дыхания автора и о большом зрелом мастерстве, при наличии которого только и можно совладать со сложной аппаратурой стиха, включающей в себя несколько строф.

Таким образом, выделяют следующие признаки периодических построений: 1) структурная замкнутость; 2) бинарность (двучленность) структуры; 3) семантико-структурная взаимосвязь и взаимообусловленность частей; 4) контрастная интонационная оформленность частей: повышение тона в протазисе и понижение в аподозисе; 5) длительная пауза между протазисом и аподозисом; 6) структурно-семантический параллелизм членов частей периода.

Графически период часто совпадает с абзацем, но может быть и не тождествен ему.

Наиболее распространенные типы П. выделяют на основе смысловой связи между протазисом и аподозисом:

▪ временной П. (в протазисе которого указывается время действий, событий, явлений, составляющих предмет речи в аподозисе),

▪ причинно-следственный П. (между частями П. – причинно-следственные отношения),

▪ определительный П. (в протазисе которого определяется лицо, явление, представляющее предмет речи в аподозисе),

▪ предикативный П. (в протазисе П. содержится подлежащее, а в аподозисе – сказуемое),

▪ соединительный П. (в аподозисе которого имеется дополнение, добавление к сказанному в протазисе),

▪ сопоставительный П. (период, между частями которого устанавливаются сопоставительные отношения),

▪ сравнительный П. (П., содержащий сравнение),

▪ условный П. (в протазисе которого указывается на условия, при которых происходит то, что описано в аподозисе),

▪ уступительный П.(в протазисе П. данного типа дается описание обстоятельств, препятствующих совершению того, о чем говорится в аподозисе).


Вопрос 31. Акростих. Графон. Центон. Гомеотелевт. Акрофоническая перестановка (контрепетрия). Анаграмма. Палиндром. Монорим. Логогриф. Таутограмма. Симплока. Стилистические функции. Использование в поэтической речи.

Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы каждого стиха образуют по вертикали какое-то слово.

Графон (граффон) - умышленное искажение орфографической нормы, отражающее индивидуальные или диалектные нарушения нормы фонетической. По своему составу различаются интериорные графоны, которые реализуются в составе слова, например англ. "cause вместо because, и контактные, которые реализуются на стыках слов, например англ. gonna вместо going to. Первичная функция графонов - характерологическая: при помощи их в речи персонажа выделяются фонетические особенности, которые характеризуют его как представителя определённой социальной среды, диалекта или отражают его индивидуальные особенности. Вторичная функция графонов обуславливается идейно-эстетическими позициями автора и всем содержанием произведения.

Российский исследователь А. П. Сковородников определяет графон как фигуру речи, представляющую собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы. Таким образом к графонам неправомерно относятся все графические средства выделения слов и словосочетаний, а именно - «необычные, но мотивированные стилистическим контекстом написания (начертания) слов (разные шрифтовые выделения, разрядка, дефисация, введение в основной текст инородных знаков, написание прописной вместо строчной и другие графико-орфографические альтернативы), а также фигурное расположение текста на плоскости листа».

Центон - стихотворение, целиком составленное из известных предполагаемому читателю строк других стихотворений.

Составление центонов представляет собой род литературной игры. Будучи литературной шуткой, центон оказывается тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых были взяты строки. Предполагается, что строки центона подбирают таким образом, чтобы он был объединён общим смыслом и имел вид законченного произведения.

Художественный эффект центона состоит в подобии или контрасте нового контекста и воспоминания о прежнем контексте каждого фрагмента. Менее строгие центоны переходят в поэзию реминисценций, иногда открытых, чаще скрытых.

Лысый с белой бородою (И. Никитин)

Старый русский великан (М. Лермонтов)

С догарессой молодою (А. Пушкин)

Упадает на диван. (Н. Некрасов)

Гомеотеле́втон, гомеотеле́вт - вид морфемного повтора, при котором на относительно небольшом отрезке текста встречается значительное количество слов с одинаковой финальной частью. Рассматривается как одна из разновидностей гомеологии (стилистического приёма, заключающегося в повторении однотипных морфем).

… это то место, куда швыряют, так уж и быть, обноски, обрезки, объедки, опивки, очистки, ошмётки, обмылки, обмусолки, очитки, овидки, ослышки и обмыслёвки.

Т. Толстая, Лимпопо.

Анаграмма - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. В ряде случаев анаграммами принято также называть иные в функциональном отношении (то есть не являющиеся литературным приёмом) перемешивания буквенного или звукового состава слов.

вертикаль - кильватер

апельсин - спаниель

старорежимность - нерасторжимость

австралопитек - ватерполистка

покраснение - пенсионерка

равновесие - своенравие

полковник - клоповник

стационар - соратница

внимание - Вениамин

Палиндром - фраза, построенная так, что ее можно читать и справа и слева, сохраняя смысл, напр.: «Я иду с мечем судия», «Атака заката» и т. д. Более сложным видом П. (словесного, а не буквенного) является стихотворение по этому принципу.

Монорим - стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

Неужели, в самом деле,

Все сгорели карусели?.. (К.И.Чуковский)

Логогриф - стилистический прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает картину постепенного убывания звуков (или букв) первоначального длинного слова. Логогрифические стихи изредка встречаются в русской поэзии.

Логогриф в стихах Вас. Каменского («Поэмия о соловье»):

И моя небовая свирель

Лучистая,

Тавтограмма - игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы, например:

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк,

Мятежны марева морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак...

(В. Брюсов)

Как стилистический прием аллитерирования, таутограмма надоедлива и поэтому вряд ли может служить эффективным средством звуковой выразительности в поэзии.

Симплока - фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, - разные начало и конец при одинаковой середине.

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Вопрос 32. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Риторическое восклицание. Основные стилистические функции .

Риторический вопрос фигура, представляющая собой вопросительное предложение со значением эмоционально усиленного утверждения или отрицания.

Риторический вопрос не требует быстрого ответа «здесь и сейчас», а задаётся чаще всего с целью заставить слушателя или читателя задуматься, призывает его к соразмышлению. Риторический вопрос выражает различные эмоциональные оттенки: удивление, восхищение, радость, возмущение, гнев, обиду, негодование, сомнение, отрицание, порицание, иронию и др.

«И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды... / Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?... / А годы проходят – всё лучшие годы!» (М. Ю. Лермонтов);

Риторическое обращение фигура, представляющая собой условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей. Чаще всего риторическое обращение выражается именительным падежом существительного или заменяющей его части речи.

«Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь»

(А. А. Блок).

Одна из основных функций риторического обращения – выделительная: в большинстве случаев риторическое обращение выделяет значимый компонент мысли, понятие, идею произведения. Значима роль риторического обращения и в выражении эмоций и чувств автора, его настроения. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией.

Чаще всего риторические восклицания встречаются в художественной речи, публицистике и ораторской прозе. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к сообщаемому:

Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди! »(Ф. Н. Плевако. «Дело Люторических крестьян»).

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;

Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различать тропы и фигуры речи; воспитывать интерес к языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;

Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различать тропы и фигуры речи; воспитывать интерес к языку.

Тип урока : урок новых знаний.

Повторение :тропы и их употребление в тексте.

Средства оборудования : слайды,тесты, карточки.

Ход урока .

  1. Организационный момент . Запись темы урока.

Вступительное слово :

Каждый язык по-своему прекрасен.Но особенно дорог русский язык.В чем же заключается богатство,красота,сила,выразительность языка?!

(ответом на этот вопрос могут служить слова К Паустовского …., которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем)

В каждом слове –бездна образов.

К. Паустовский.

Вопрос: Как вы думаете,о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Определите цель урока.

Слово учителя : цель нашего урока заключается в анализе изобразительно- выразительных средств русского языка,м ы будем говорить о стилистических фигурах,основанных на возможностях русского синтаксиса.Для этого давайте с вами вспомним, что относится к изобразительно- выразительным средством языка.

Задание: Перечислите, какие вы знаете тропы, приведите по 1-2 примера.

11.Повторение и углубление ранее изученного материала.

2 ученика у доски работают по карточкам

Запись в тетради и задание: определите средства выразительности языка(записать рядом)

1.Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора.(метонимия)

(переименование на основе смежности явлений)

2.Черные фраки носились врозь и кучами там и там.(метонимия)

3.Черное золото подорожало.(перифраза)

(описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова)

4.Скоро в Кош-Агаче будет «голубое золото» (перифраза)

5.Мать городов русских (киев)-перифраза

6.Я три тарелки съел.(метонимия)

7.Аргентина –Ямайка (5:0)-синекдоха(перенос с части на целое и с целого на часть)

8.Жрец Фемиды(перифраза) юрист

9.Капнула одна слезинка,потом другая капель усилилась, и вдруг из глаз ее

хлынул ливень.(градация) расположение слов по нарастанию или убыванию)

10.Мне до школы имени В И Чаптынова два шага –литота-преуменьшение.

(взаимопроверка )

Проверяются ответы по цепочке: (ответы записываются в таблицу)

В ывод : что такое перифраза? Что такое метонимия? Что такое синекдоха?

3.Задание : какое это средство выразительности языка?

А) Это средство создает резкое противопоставление образов,понятий,служит для обозначения контраста? (АНТИТЕЗА)

Б)Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи называется (син параллел)

В)Это повторение отдельных слов или обротов в начале отрывков, из которых состоит высказывание(АНАФОРА)

Г)Это прием из ораторской речи,который организует диалог с читателем,заставляет задуматься(РиТОРИЧ ВОПРОС)

Вопрос: Для чего используются такие средства выразительности языка?

(дайте обоснованный ответ)

111, Изучение нового материала .

Наша сегодняшняя тема связана со стилистическими фигурами,Итак, назовите стилистические фигуры речи,известные в русском языке.

СЛАЙД

(слайд выходит ученик и читает определения с примерами)

Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен.Здесь и тропы, и стилистические фигуры,призванные украшать речь, делать ее точной,ясной,выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища,ценности.

В чем заключается актульность этой темы для нас?

(правильно нам нужно знать, так как ряд заданий связан с данной темой

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ И работы

У..ВЫПОЛНЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ЕГЭ

(самостоятельная работа)

1 вариант – 1 тест (ответы: 4,8,5, 1); 2вариант – 2 (ответы:4,8,9,2)

Проверятся работы

Запомните как заполняется бланк ответов:ОТВЕТЫ ПИШУТ В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ.

Слово учителя: К изобразительно-выразительным возможностям синтаксиса относятся и ряды однородных членов, и предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами,А также парц

елляция,бессоюзие, и многосоюзие.

Примеры:

1.Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр(многосоюзие)

2.Швед, русский-колет,рубит,режет,бой барабанный,клики,скрежет, гром пушек,топот,ржанье, стон…(бессоюзие)

3.Страстно преданный барину, он, однако же, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (вв.сл.)

У1.Подведение итогов урока .

С чем познакомились на уроке?

Стилистические фигуры семасиологии я выбрала первыми, потому что они мне нравятся больше всех: они – самые сложные!

Как видите, я решила не следовать известному закону педагогики – от простого к сложному. Правила созданы для того, чтобы их нарушать, или, по крайней мере, выходить за их рамки. Если бы никто не выходил за рамки, значит, не было бы развития. В том числе и литературы.

Возьмем, к примеру, жанр детектива. Можно ли представить современную литературу без него? Конечно, нет, особенно если учесть постмодернистские тенденции смешения жанров элитарной и массовой литературы – «Имя розы» Умберто Эко, «Парфюмер» Зюскинда тому доказательство. И все это стало возможным благодаря тому, что когда-то Эдгар Алан По вышел за рамки и написал первые детективные истории «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842) и «Украденное письмо» (1845).

Или жанр фэнтези – были бы, столь популярные ныне, романы Толкина, если бы когда-то шотландский писатель Джордж Макдональд не написал первый роман этого жанра «Фантазеры», и не попадись он в руки тому же Толкину?

Убедившись, что входить за рамки полезно, вернемся к нашим баранам, то есть к стилистическим фигурам. Сегодня мы коснемся стилистических фигур синтаксиса – фигур, которые возникают только на уровне предложения или целого текста. Примеры продолжаю брать из «Улисса» – энциклопедии писательства, конкретно из эпизода «Эол», посвященного риторике.

ЭЛЛИПСИС (др.-греч. «недостаток») – намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто – для усиления смысла и эффекта.

Например:

Иисус Марио с нарумяненными щеками, в камзоле и тонконогий. Прижал руку к сердцу. В «Марте» (Эол).

Эллипсис также часто употребляется в диалогах – для более реалистичной передачи «живого» разговора:

А где это было, Майлс? - спросил Нед Лэмберт, задумчиво разглядывая носки своих башмаков.

- В Огайо! - крикнул редактор (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Что это? – спросил Волк.

О.… Это слезы феникса. Они целебные и лечат болезнь.

- Любую? – удивился он.

Да. (Богдан Слутий, Сказка про лето (Часть 3).

АПОСИОПЕЗА (др.-греч. «замалчивание») – незавершенность, перерыв во фразе, вызванный сильными эмоциями, нежеланием или невозможностью ее закончить. Например:

Он бы уже давно восседал в судьях, - сказал профессор, - если бы не... Ну ладно, не будем (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Я грустная, потому что… Моя птица, Феникс… Он сгорел.… В него попал луч луны (Богдан Слутий, Сказка про лето (Часть1).

БЕССОЮЗИЕ ИЛИ АСИНДЕТОН – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Эта фигура придает речи динамичность и насыщенность. Например:

Они смотрели как исчезают из глаз колени, ноги, башмаки (Эол).

МНОГОСОЮЗИЕ ИЛИ ПОЛИСИНДЕТОН – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Например:

И потом ягненок и кошка и собака и палка и вода и мясник. А потом ангел смерти убивает мясника а тот убивает быка а собака убивает кошку (Эол).

УДВОЕНИЕ – повторение одного или нескольких слов либо в целях усиления речи, либо ради возбуждения сострадания». Например:

Стук. Стук машин (Эол).

Мистер Блум, поглядев вверх и наискось от устроенного им креста, увидел землистое лицо фактора, похоже у него легкая желтуха, а за ним послушные барабаны, пожирающие нескончаемые ленты бумаги. Лязг. Лязг. Мили и мили ненамотанной (Эол).

АНАДИПЛОСИС (др.-греч. «удвоение») – повтор заключительного созвучия, слова или словосочетания в начале следующей фразы или стихотворной строки. Например:

И услышал я слова его, и значение их открылось мне. Открылось мне , что только доброе может стать хуже, если бы это было абсолютное добро или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Однако Учительница была невиновна в мучениях Почтальона, она сама являлась безвинной жертвой безнадежной страсти к Бакалейщику. Бакалейщик был парень огромного роста с ручищами-кувалдами и невысоким лбом (Андрей Марин, Сага о любви).

ИНВЕРСИЯ (лат. «переворачивание, перестановка») – изменение нормального порядка слов или словосочетаний как стилистический прием. Например:

И был праздник пасхи (Эол).

Это мы можем (Эол)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (др.-греч. «расположение рядом, соположение») – стилистическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Например:

Дуй сюда. Дуй отсюда (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Не подойдёт сюжет.

Не светит хэппи-энд (Маргарита Ротко, Неподходящий сценарий, или «по вечным мотивам»).

ХИАЗМ (др.-греч.«крестообразный») – вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке. Например:

Ломовики в грубых тяжелых сапогах выкатывали с глухим стуком бочки из

складов на Принс-стрит и загружали их в фургон пивоварни. В фургон

пивоварни загружались бочки, с глухим стуком выкатываемые ломовиками в

грубых тяжелых сапогах из складов на Принс-стрит (Эол).

Или как в известной поговорке:

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

АНАФОРА (др.-греч. «возвращение») – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих предложений или в начале каждой части одного предложения, разделённого паузой. Прием увеличения эмоциональности. Например:

Ве-е-рнись моя утрата, (Эол).

Ве-е-рнись моя любовь

Пример из «Хай-Вея»:

Рожки Поматии безжизненно опустились. Рожки Хеликса покрылись красными пятнами (Яна Дашковская, Улитка).

ЭПИФОРА (др.-греч. «добавление, повторение») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же же слов в конце смежных отрезков речи. Противоположностью эпифоры является анафора. Например:

По лицу вижу . По глазам вижу (Эол).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумеваюет вполне определенный, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчеркивания) той или иной фразы. Его характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, ее не требуют.

Например:

Мое я сидит здесь с ясеневым жезлом жреца, в заемных сандалиях, днем возле свинцово-серого моря, незримо, в лиловой ночи движется под эгидою загадочных звезд. Я отбрасываю от себя эту оконеченную тень, неотменимый антропоконтур, призываю ее обратно. Будь бесконечна, была бы она моей, формой моей формы? Кто здесь видит меня? Кто прочтет где-нибудь и когда-нибудь слова, что я написал? Значки по белому полю (Протей).

Пример из «Хай-Вея»:

Зачем искать, нашедши вновь утерянную грусть..? (Мендель, Простота…)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (лат. «частица») – фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например:

Машины. Перемелют человека на атомы если попадется туда. Правят миром сегодня (Эол).

А еще можно написать любимому:

Я. Тебя. Люблю.

Правда, так выразительней?

Продолжение следует…

Антитеза (см. тропы) является синтаксической фигурой, если противопоставляются части предложения, а не отдельные слова (антонимы) (Никаких парижских туалетов - суровый сви­тер и перетянутая широким поясом длинная серая юбка (о М. Цветаевой)).

Анафора – повтор одинаковых слов или созвучий в начале стихотворной строки или прозаической фразы, например: Гляжу на будущность с боязнью, //Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов).

Бессоюзие - намеренный пропуск сочинительных союзов для придания фразе большей динамики. Например: Мелька­ют мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачуж­ки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки; магазины моды, Балконы, львы на воротах... (А. С. Пушкин).

Вводные слова и словосочетания - слово, сочетание слов или предложения, не связанные с другими словами; могут вы­ражать чувства пишущего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к радости, к сожа­лению, к ужасу и др.; также выражать оценку говорящим сте­пени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, кажется, само собою разумеется, безусловно, казалось бы и др.; указывать на связь мыслей, последовательность из­ложения и источник сообщаемого: следовательно, в част­ности, например, кроме того, следовательно, во-первых и др.; по мнению..., по-моему..., говорят, помнится, мол, дескать и др.; представлять собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, вну­шить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), пойми, вообразите, пожалуйста, допустим, пред­положим и др.; показывать степень обычности того, о чем го­ворится (бывает, случается, по обыкновению и др.), выра­жать экспрессивность высказывания (по справедливости, по совести, смешно сказать и др.) Например: «Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, поле­мики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному» (Л. Павлова).

Вопросно-ответный ход (гипофора) - это отрезок моно­логической речи, объединяющий риторический вопрос (или се­рию вопросов) и ответ на них; вопрос раздумье. Вопросно-от­ветный ход заключается в том, сто говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Этот прием вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины. Применяется он и как действенное средство в скрытой поле­мике. Пример: Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действитель­но пропали без вести. Их невозможно похоронить! И что же? Не считать законченной ни одну войну в истории? Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов!

Градация - оборот поэтической речи, состоящий в пред­намеренной группировке однородных членов предложения в последо­вательном порядке повышающейся или понижающейся смыс­ловой или эмоциональной значимости; средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому - прямая градация - или от большого к малому - обратная градация.), передать на­растающую напряженность чувства, переживания. Например: «Фу ты, пропасть, какие смушки!.. Описать нельзя: бар­хат! серебро! огонь!» (Н. В. Гоголь); Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла (А. Блок). Градация может стать композиционным приемом построения все­го текста (например, в сказках «Терем-теремок», «Колобок», «Про дедку и репку»).

Инверсия - нарушение последовательности речи, обще­принятого порядка слов, перестановка частей фразы; придает фразе новый выразительный оттенок, особую торжественность звучанию и смыслу предложения: Болящий дух врачует песнопенье (Е. Баратынский).

Многосоюзие - намеренный повтор одинаковых союзов. Например: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и лю­бовь (А. С. Пушкин).

Параллелизм - сопоставление явлений природы и жизни человека. Например: «Травой за­растают могилы - давностью зарастает боль» (М. Шо­лохов).

Парцелляция - стилистический прием использования неполных предложений (предложений, в которых отсутствует один или несколько членов Лесная птица уже улетела. За ней двинулась болотная.); разбивка целого предложения на отдельные части (Может быть, наш герой стал миллионером. Или художником. Или просто весёлым нищим) усиливает их смысловую весомость, придаёт речи особую эмоциональность.

Подтекст - невысказанное прямо в тексте, но как бы вы­текающее из отдельных реплик, замечаний, деталей и пр. отно­шение автора к излагаемому материалу. В научном стиле или в деловых бумагах подтекст явился бы недостатком, мешающим восприятию объективного содержания текста, а в художест­венном произведении или в публицистике он является неотъ­емлемой составной частью.

Риторический вопрос - вопрос, обращенный к читателю, не требующий ответа; используется для привлечения, усиле­ния читательского внимания; усиливает эмоциональность вы­сказывания. Ту же роль выполняют обращения, восклицания. Например: «Отчего люди не летают? Я говорю, отче­го люди не летают так, как птицы?» (А. Н. Островский «Гроза»); «Какая это высокая проза! И столько раз будут цитировать ее!» (И. Андроников). Риторическое обращение отличается от обычного обращения тем, что называет неодушевлённый предмет, к которому обращаются: Приветствую тебя, пустынный уголок ,… (А. С. Пушкин).

Синтаксические конструкции разговорного стиля - конструкции, используемые прежде всего в разговорной речи, для которой характерно употребление простых и неполных предложений. Конструкции разговорной речи сжаты, емки, лаконичны. Нарушение стиля привлекает внимание читателя. Короткие, отрывистые предложения, пропуск отдельных слов придают речи динамизм, непринужденность, раскованность, создают эффект «экспромта», неподготовленности, ощущение непосредственного общения, диалога. Использование вопро­сительных предложений, характерных, для устной речи, ожив­ляет, облегчает восприятие материала читателем, служит для полемического заострения предложенных проблем. Например: «Акционирование - передача мастерской в собствен­ность коллектива. Реакция? Никакой! Мастерская и так, по сути, была в собственности работников. Другой вари­ант. Приватизация в одни руки. Основной вопрос - ка­кие? В теневые структуры или одному из работников?».

Синтаксический параллелизм - однородное синтакси­ческое построение предложений. Например: «Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы. «В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет» (А.С. Пушкин); Алмаз шли­фуется алмазом, // Строка диктуется строкой (С. Поделков).

Умолчание - фигура речи, при которой высказывание умышленно не завершается с тем, чтобы читатель сам додумал пропущенные слова, а также может быть средством выраже­ния особого эмоционального состояния. Признаком умолчания часто служит многоточие. Например: Вот он доберется до тебя... Ах, кабы не эти родственники!..

Эллипс - речевая конструкция, в которой пропущено сло­во или несколько слов, легко восстанавливаемых либо по кон­тексту, либо согласно конкретной ситуации, либо благодаря коммуникативному опыту говорящих. Способствует усилению эмоциональной насыщенности высказывания, придавая ему лаконизм. Например: «Вот, правда, мужичок [идет], за ним [идут] две бабы вслед...» (А. С. Пушкин).

Эпифора - стилистическая фигура повторения; повторе­ние в конце отрезка речи одного и того же слова (лексическая эпифора), формы слова (грамматическая эпифора) или сино­нимического слова (семантическая эпифора) Пример: «Фес­тончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики» (Н. В. Гоголь).

1.3 МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (задание В1 теста ЕГЭ)

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Словообразование - раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

При редактировании текста, наряду с отдельными предложениями и словосочетаниями, особое значение имеют группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений. Такая качественно новая единица – сочетание нескольких взаимосвязанных тематически (по смыслу) и синтаксически предложений, служащих для более полного по сравнению с отдельным предложением развития мысли, называется сложным синтаксическим целым (или прозаической строфой ). Это определение прозаической строфы дал Г.Я. Солганик в своей книге «Синтаксическая стилистика», по материалам которой написана настоящая глава. Переход от синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста имеет важное значение для обширной области стилистики, охватывающей литературное редактирование, основы мастерства журналиста и писателя, перевод, анализ текста, поэтику.

Если не выходить за рамки отдельного предложения, то анализ текста окажется обедненным, трудно будет уловить стилистическое своеобразие произведения. Именно понятие сложного синтаксического целого (прозаической строфы) позволяет восстановить недостающие звенья при переходе от синтаксиса предложения к синтаксису целого текста. С одной стороны, в прозаических строфах обнаруживаются чисто синтаксические черты (средства связи между предложениями), с другой, прозаические строфы имеют прямое отношение к композиции, стилевому и художественному своеобразию произведения.

Похожие статьи