Темы семинарских занятий Введение. Философские представления о социальных качествах человека

Проблемы общества всегда входили в круг философских интересов. Но в научной мысли с XVIII по XX вв. можно отметить своеобразный переворот в представлениях об обществе. Возникло представление, что существует особый объект научного знания - «общество», которое не является простой суммой составляющих его людей. Объединение людей в большие совокупности порождает новое качество, подчиняющееся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида. Поэтому сформировалась социальная философия, в которой общество рассматривалось, по словам философа С. Н. Булгакова, как «особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей».

Социальная философия обозревает общественную жизнь в целом и изучает общественные институты. Одной из важнейших проблем являются взаимоотношения личности и общества - в общем плане, то есть независимо от типов общественной организации. Социальная философия исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, она осмысливает методы, с помощью которых познается общественная жизнь, она обобщает опыт общественных наук.

В истории философии можно выделить два основных подхода: классический и постклассический.

Классический подход к обществу исключал из теоретического рассмотрения субъективный мир отдельной личности. С данной точки зрения общественная реальность не зависит от субъективных действий, хотя и складывается из них. В этой связи философы стремились обнаружить такую общественную структуру, которая не зависела бы от субъективных действий и тем самым являлась бы определяющей для общества в целом.

В рамках классического подхода можно выделить два направления. Одни мыслители, например, Гегель, считали, что единство общества обеспечивается духовной культурой. Другие, такие, как Маркс,главным фактором считали экономику, хозяйственную жизнь.

Индивид, индивидуальность, личность

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» – однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность – резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой – часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.



Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура – это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.

Такими инвариантными элементами понятия «человек» как система являются социальное и природное, поскольку они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид – это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное» в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых качеств человека, в то же время является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при чисто количественном подходе к вопросу), что индивидуальное принципиально противоположно общественному, ибо с точки зрения качества индивид и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками – биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей – величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII-XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда – разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства – Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир – это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом – наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю – с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид – категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность – это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности – в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

Занятие 1 Форма Ф-Б-05-01

Тема: Введение

Цель: актуализация знаний о дисциплине «Обществознание».

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Учебники: Человек и общество. Обществознание. /Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В 2-х ч.:.1 -10 кл., презентация «Обществознание»

Ход урока:

I . Орг. момент;

II . Изложение нового материала:

    Что такое обществознание?

    Что такое общество?

    Задачи дисциплины и роль обществознания в формировании личности.

презентация «Обществознание», компьютер, проектор, интерактивная доска.

1. Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира

Вопрос: вспомните, что называют обществом?

2. Общество - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общие формы хозяйственной деятельности, культуру, мировоззрение, осознающая свое единство. Оно представляет собой исторически развивающуюся, упорядоченную, самоуправляемую и достаточно автономную систему отношений, организационную форму совместной жизнедеятельности людей, трансформируемую и воспроизводимую в процессе их деятельности. Так как общество состоит из множества групп, его можно назвать "коллективом коллективов", а так как оно развивается - историческим способом организации жизнедеятельности людей. Развитое общество представляет собой совокупность социальных институтов, в которых выражается сущность человека.

Вопрос: изучая общество, какие сферы жизни общества затрагиваются?

Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.

Вопрос: почему при изучении общества особое внимание уделяется экономике? Почему экономику считают базисом государства? Какое значении имеет политическая сфера для общества? Что такое общественные отношения? Назовите типы объединения людей.

Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, стратами (слоями, классами), нациями и индивидами в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности.

3 . Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах, колледжах и вузах вполне обосновано. Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.

В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

III. Закрепление.

    Что такое обществознание?

    Что изучает обществознание?

    Что такое общество?

IV . Подведение итога.

V . Домашнее задание: конспект лекции, определить значение понятий: философия, социология, психология, право, история.

Занятие 2 Форма Ф-Б-05-01

Тема: Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

Цель: формирование знаний о человеке, как о биосоциальном существе, раскрытие философских представлений о человеке и его предназначении, актуализация знаний о потребностях, способностях и интересах человека, раскрыть понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;

Основные понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», антропосоциогенез.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник, презентация «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы».

Ход урока:

I . Орг. момент;

II . Проверка домашнего задания:

Фронтально:

    Что такое обществознание?

    Что изучает обществознание?

    Какие науки входят в состав дисциплины обществознание?

    Что такое общество?

    Какие сферы общества вам известны? Приведите пример.

    Какова роль обществознания в жизни человека?

III . Изучение нового материала:

Условные вопросы темы и порядок их изложения (проблемные ситуации)

Использование наглядности, ТСО, прогрессивные формы обучения

    Человек и его сущность.

    Человек, индивид, личность;

    Потребности, способности, интерес

презентации «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы». компьютер, проектор, интерактивная доска.

1. В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем.

С момента возникновения философии и до настоящего времени человек находился в центре ее внимания, а к сегодняшнему дню возникли и другие научные дисциплины (психология, физиология, медицина, педагогика), ставящие основной целью изучение различных сторон деятельности человека.

Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго, до того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и первобытные религиозные представления.

Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной “строй”, “порядок” природы и включающий в себя все основные первоначала мира – воду, воздух, огонь, землю, эфир.

Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке, речь идет о древнегреческой философии, что ни в коем случае не умаляет вклада древнеиндейских и древнекитайских мудрецов в эту проблему, является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем.

На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах таких античных мыслителей, как Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Высказанные ими идеи о сущности человека легли, с учетом, разумеется, времени, в основу последующих представлений о человеке.

Учение Платона о человеке базируется на двух постулатах. Первый исходит из его общефилософской концепции, в соответствии с которой человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи. Человек свободен только в выборе уже наличных идей.

Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело.

В противоположность Платону, Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находится в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее они не могут существовать изолированно

В соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным

Homo sapiens (человек разумный) на определенном этапе эволюционного развития выделился из животного мира.

Вопрос: какие вы знаете теории возникновения человека? Что такое антропогенез? Какова сущность человека? Назовите основные отличия человека от животного? Что объединяет человека с животным миром? Почему человека считают биосоциальным существом? Что даёт человеку природа? общество?

Вопрос: Чем люди отличаются дуг от друга?

2. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя, формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

3. Потребность.

Вопрос: что такое потребность? Какие виды потребности вы знаете?

Самостоятельная работа: Прочтите текст на стр.

и определите какие виды потребностей существуют? Как вы можете объяснить положение потребностей: почему одни выше, другие ниже? Какие потребности для человека более значимы? Прослеживается ли зависимость потребностей друг от друга?

Кратко запишите их характеристику.

Потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Потребность - это объективное условие нормального существования человека. В процессе развития производства происходит удовлетворение базисных, простейших потребностей, что дает толчок появлению новых, более сложных потребностей.

Более детальную проработку эта идея получила в психологической концепции мотивации , разработанной американцем (сыном еврейских иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:

физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);

потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);

потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);

потребности самоуважения (значение, компетентность);

потребности самоактуализации, или потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала).

Все эти потребности выстроены в иерархию.

Это означает, что чем ниже потребность расположена, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.

Способности и интерес человека.

Термин "способности" неоднозначен. Немов Р.С. представил их в компактной классификации:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

IV . Закрепление.

    Какие теории возникновения человека вам известны?

    Как определяли сущность человека древние философы?

    Почему человека считают биосоциальным существом?

    Какое влияние оказывает на человека общество?

    Что такое социализация?

    Что такое потребности?

    Что такое способности и интерес человека?

V . Подведение итога.

VI . Дом. задание: § 2-3, зад. 4, стр. 50. Письменно выполнить задание: определить типы способностей и интересов человека.

    Античная эпоха.

    Эпоха Средневековья (христианство).

    Эпоха Возрождения.

    Философия Нового времени (немецко-классическая философия).

    Русская философия.

    Современная философия.

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого.

В XX столетии произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Новому истолкованию свойственны трезвость и здравомыслие. Действительно ли человек – властелин природы? Можно ли считать его венцом творения? Верно ли, что он возвышается над животным царством? Однозначных ответов на эти вопросы сегодня нет.

Философия, как уже говорилось, обращается к непреходящим ценностям и универсальным проблемам, пытается понять предельные основания бытия. Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных вопросов. Это означает, что любовь к мудрости неразрывно связана с проникновением в тайну мыслящего существа. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Почему в отличие от других природных существ он наделен разумом? Какова природа человека?

Разумеется, первоначальные представления о человек сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись о самом себе, человек уже никогда не оставит эту тему, задавая себе все новые вопросы, на которые пока ни современная наука, ни религия не могут в полной мере дать ответ. Да и смогут ли когда-нибудь?

1. Античная эпоха (VII-VI вв. До н.Э. И V-VI вв.Н.Э.)

В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ – все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, греческое искусство стремилось воспроизвести, запечатлеть человеческое тело. Грек созидал мраморное тело бога и распоряжался им, делая его таким, каким хотел…

Древние греки (эллины) создали культ человеческого тела. Они славили его, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека.

Древние философы высоко отзывались и о духе человека. Однако у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение личности. Человек воспринимался как песчинка мироздания. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. Человек на прежних ступенях развития не отделяет себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствует свою генетическую неразрывную связь со всем остальным органическим миром.

Древние эллины обоготворяли явления природы, которые, по их мнению, оказывали благодетельное или разрушительное воздействие на человеческую жизнь.

Чтобы подойти к тайне человека, важно было отделить индивида от космоса, воспринять его как нечто самостоятельное. Отчуждение от остальной живой природы вырабатывалось у представителей народов Азии и Европы на протяжении многих веков, через смену многочисленных поколений. Распадение целостной, неразъемной картины мира имело далеко идущие последствия.

Античность сделала только шаг на пути обособления человека от целостного космоса. Но шаг весьма значительный. Постепенно описание космоса уступило место собственно человеческим проблемам. В античной философии поворот к человеческой теме осуществлял Сократ. Его называют родоначальником философии человека.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-2.jpg" alt=">ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-5.jpg" alt="> Эпоха античности Человек-часть космоса, т. е."> Эпоха античности Человек-часть космоса, т. е. микрокосмос. Человек наделен душой и телом. Душа и тело неразделимы. Платон- человек –это духовное существо. Идеи определяют бытие человека. Душа нематериальна. Аристотель -человек- есть живое существо, наделенное разумом, а душу человека считал формой существования тела. Платон и Аристотель

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-6.jpg" alt="> Древние Китай и Индия В Китае считали, что человек "> Древние Китай и Индия В Китае считали, что человек должен следовать своей судьбе В Индии верили в переселение душ

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-7.jpg" alt="> Древняя Греция Человек- мера всего существующего. Неизменны"> Древняя Греция Человек- мера всего существующего. Неизменны законы природы, а изменчивы человеческие представления о природе.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-8.jpg" alt="> Средние века Бог-творец всего. Человек-творение бога. "> Средние века Бог-творец всего. Человек-творение бога. Душа- бессмертна, тело- смертно.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-9.jpg" alt="> Эпоха Возрождения Человек- мыслящее существо и его возможности безграничны"> Эпоха Возрождения Человек- мыслящее существо и его возможности безграничны Человек- разумное существо, обладающий свободой выбора и творчества Р. Декарт- «Мыслю следовательно существую» Человек- творец и он сам творит свою судьбу

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-10.jpg" alt="> Новое время И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс "> Новое время И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс Разум был выведен за пределы самого человека Разум стал абсолютной идеей, а человек- частица мирового разума. К. Маркс- человек-совокупность общественных отношений

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-11.jpg" alt="> Современные концепции исходят из того, что Человек- биосоциальное существо, высшая"> Современные концепции исходят из того, что Человек- биосоциальное существо, высшая ступень животного типа Задание- п. 2. 1 стр. 58 -61 законспектировать

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-12.jpg" alt="> Индивид Это представитель человеческого рода, наделенный особыми,"> Индивид Это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличительными от других людей чертами Индивидуальность- оригинальные специфические черты человека, которые выделяют его из себе подобных

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-13.jpg" alt="> Отличительные черты индивидуальности Внешние (цвет кожи, группа крови…) Психологические"> Отличительные черты индивидуальности Внешние (цвет кожи, группа крови…) Психологические (темперамент, характер, интеллект, потребности, способности, интересы) Социальные (отношения к собственности, место в социально-классовой структуре) Духовно-культурные

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-14.jpg" alt="> Вставьте пропущенные слова Каждый …………индивидуален, но не каждый …………."> Вставьте пропущенные слова Каждый …………индивидуален, но не каждый …………. может стать ……………. . …………………. не рождаются, …………………. становятся

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-15.jpg" alt="> Личность Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может"> Личность Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-17.jpg" alt="> Личность Это целостность……………. . ……………, продукт ……………"> Личность Это целостность……………. . ……………, продукт …………… развития и включения ……………. в систему социальных ………………. . , посредством активной ………………… и …………. . .

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-18.jpg" alt="> Личность Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного"> Личность Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений, посредством активной деятельности и общения Личностью не рождаются, личностью становятся

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-19.jpg" alt=">Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней. Биологический"> Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней. Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.). Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности. Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: 1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; 2. специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения); 3. нравственный.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-20.jpg" alt=">В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности,"> В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-21.jpg" alt="> Качества личности q. Освоение ………………. . q. Развитие ……………. q. Социальная"> Качества личности q. Освоение ………………. . q. Развитие ……………. q. Социальная ………………. .

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-22.jpg" alt="> Качества личности q. Освоение социальных функций q. Развитие самосознания q. Социальная активность">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-23.jpg" alt="> Что формирует личность ØНаследственность ØВоспитание ØСоциальная среда ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-25.jpg" alt=">ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВО ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-26.jpg" alt=">Деятельность-это проявление активности человека в какой-либо сфере его существования Человеческая деятельность:"> Деятельность-это проявление активности человека в какой-либо сфере его существования Человеческая деятельность: Во-первых: предполагает активность, которая связана с движением, взаимодействием различных предметов (объектов). Активность, в зависимости от форм движения бывает механической, физической, биологической, социальной и т. д. Во-вторых – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Человеческая деятельность преобразует мир, улучшает его, но нередко и портит.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-27.jpg" alt=">В чем отличие деятельности животных от поведения человека "> В чем отличие деятельности животных от поведения человека В отличие от животных, человек не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде и действуют на основе врожденных инстинктов, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности, т. е. человек ставит цели, выбирает средства, прогнозирует свой результат

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-28.jpg" alt="> Отличие человека от животных Животные Человек Используют"> Отличие человека от животных Животные Человек Используют только Изготавливает орудия естественные орудия труда и использует их как средство производства Поведение подчинено материальных благ инстинктам Осуществляет сознательную целенаправленную Не обладают творческую деятельность высокоразвитым мозгом и не умеют говорить Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-29.jpg" alt="> Структура деятельности Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает"> Структура деятельности Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя. Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности. Орудия- орудия труда, предметы быта, средства транспорта, книги, компьютер…

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-30.jpg" alt="> Характер деятельности Цель - субъективный образ желаемого результата,"> Характер деятельности Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека Результат Мотивы деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-31.jpg" alt="> Мотивы деятельности Потребности Социальные установки "> Мотивы деятельности Потребности Социальные установки Убеждения Интересы Сознательное и бессознательное в деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-32.jpg" alt="> Виды деятельности В развитии человека обычно выделяются три ведущих"> Виды деятельности В развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-36.jpg" alt="> Мышление это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся"> Мышление это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление неразрывно связано с языком и речью.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-37.jpg" alt="> Формы (приемы) мышление анализ синтез "> Формы (приемы) мышление анализ синтез сравнение обобщение абстрагирование понятие суждения умозаключения.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-38.jpg" alt="> Формы (приемы) мышление Анализ- мысленное разложение предмета на составляющие"> Формы (приемы) мышление Анализ- мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтез- мысленное объединение расчленяемых анализом элементов. Сравнение есть установление сходства или различия предметов. Обобщение - это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование - это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств Понятие - это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Суждение - это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо Умозаключение – это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-39.jpg" alt="> Творчество это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно"> Творчество это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение - создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-40.jpg" alt="> Творческие способность можно проявлять: производственно-технической научной "> Творческие способность можно проявлять: производственно-технической научной художественной изобретательской политической воспитательно-педагогической деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-41.jpg" alt="> Этапы творчества - осознание проблемы, формулировка задачи; "> Этапы творчества - осознание проблемы, формулировка задачи; - сбор и изучение информации; - переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание; - озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать; - проверка: она может быть логической или экспериментальной: - оценка новизны найденного решения.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-42.jpg" alt="> Главные компоненты творчества Память Целесообразность Интуиция ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-53.jpg" alt="> Назовите социально значимые качества выбранной вами профессии, которые влияют на "> Назовите социально значимые качества выбранной вами профессии, которые влияют на формирование личности Профессиональные Эмоциональные Интеллектуальные Коммуникативные Организаторские Нервно-психологические


Семинар № 1

Тема: «Введение. Философские представления о социальных качествах человека».


  1. Система современных наук и методы научного познания

  2. Человек, индивид, личность

  3. Деятельность, ее структура и виды

  4. Потребности, способности, интересы

  5. Социальное поведение. Ценности. Цель и смысл человеческой жизни
Домашнее задание:

  1. Обществознание 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений:базовый уровень[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др]; под ред.Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение».-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011. §3, § 5, § 7, стр.67-72.

  2. Лекция № 1

  3. Найти определение общенаучных методов познания: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез

  4. С помощью учебника (стр.29-30) заполнить таблицу «Философы о смысле жизни»

Семинар № 2

Тема: «Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения»


  1. Познаваем ли мир?

  2. Особенности научного познания. Типы мировоззрения

  3. Структура, функции, уровни общения

  4. Свобода и ответственность личности
Домашнее задание:

  1. Обществознание, 10 класс: учеб. §6 стр.55-61, §7 стр.72-74

  2. Лекция № 2

  3. Устно ответить на вопросы к документу в учебнике на стр.65-66

  4. Письменно с помощью учебника (стр.72-73) заполнить таблицу «Понимание свободы и ответственности личности в разные исторические эпохи»

Семинар № 3

Тема: «Общество как сложная система».


  1. Что такое общество? Сферы общественной жизни.

  2. Общество и природа. Общественный прогресс. Формы общественного развития.

  3. Цивилизация и формация. Типология обществ.

  4. Что такое глобализация? Глобальные проблемы человечества.

  5. Международная террористическая угроза современной цивилизации.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс: § 1, 2.

  2. Лекции № 3, 4.

  3. Письменно ответить на 1 и 2 вопросы к документу в учебнике стр.16-17.

  4. Подготовить доклады или презентации о глобальных проблемах человечества.

  5. Из СМИ выбрать примеры международного терроризма.
Семинар № 4

Тема: «Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире».


  1. Духовная жизнь общества.

  2. Понятие культуры, ее основные функции и формы.

  3. Особенности молодежной субкультуры.

  4. Наука: виды, функции. Этика науки.

  5. Система образования в РФ. Общие тенденции в развитии образования.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание: § 8, 9.

  2. Лекции № 5, 6.

  3. Выполнить задания № 1, 3 на стр.89, задание 2 на стр.99 учебника.

  4. Подготовить сообщение или презентацию о молодежной субкультуре.
Семинар № 5

Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».


  1. Происхождение морали, ее функции.

  2. Нравственные категории.

  3. Религия как часть духовной культуры.

  4. Искусство и духовная жизнь.

  5. Тенденции духовной жизни современной России.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 10 класс: § 10, 11.

  2. Лекция № 7.

  3. Подготовить презентации о мировых религиях (буддизм, христианство, ислам).

  4. С помощью материала учебника (§ 11) сформулировать основные тенденции духовной жизни России.
Семинар № 6

Тема: «Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение».


  1. Виды социальных групп.

  2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

  3. Социальный статус и социальная роль.

  4. Виды социальных норм.

  5. Социальный контроль и виды санкций.

  6. Девиантное поведение, его формы, причины.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс, § 14, 16.

  2. Лекции § 14, 15.

  3. Записать в тетрадь для семинарских работ по 5 примеров прирожденных и достигаемых статусов, которыми вы обладаете в настоящее время.

  4. Ответить на вопрос № 2 к документу на стр.182 учебника.

Семинар № 7

Тема: «Социальный конфликт. Социальная стратификация современной России».


  1. Основные формы социальных взаимодействий.

  2. Виды, стадии, причины социальных конфликтов.

  3. Роль конфликтов в обществе. Пути разрешения социальных конфликтов.

  4. Социальные процессы в современной России. Социальная структура современного российского общества.

  5. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 15 стр. 162-166, § 19 стр. 207-213.

  2. Лекции № 16, 17.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2 на стр.172 учебника.

  4. Подготовить сообщение о молодежной политике в РФ.

Семинар № 8

Тема: «Важнейшие социальные общности и группы».


  1. Виды этнических общностей.

  2. Межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

  3. Национальная политика РФ.

  4. Семья, ее основные функции, типы.

  5. Семья и брак.

  6. Современная демографическая ситуация в РФ.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 17, 18.

  2. Лекции № 18, 19.

  3. Письменно ответить на вопрос № 1 к документу в учебнике на стр.194, на вопрос № 3 к документу на стр.206.

  4. Сравнить статистические данные о продолжительности жизни мужчин и женщин, уровне смертности и рождаемости в Брянской области и в России.

Семинар № 9

Тема: «Политика и власть. Государство как политический институт».


  1. Понятие власти, виды власти.

  2. Политическая деятельность и общество.

  3. Структура политической системы общества.

  4. Признаки государства, его функции.

  5. Теории происхождения государства.

  6. Особенности современных государств.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 20, 21.

  2. Лекции № 20, 21.

  3. Сделать сравнительный анализ теорий происхождения государства, выделив их достоинства и недостатки.

  4. С помощью СМИ найти информацию о межгосударственной интеграции.

Семинар № 10

Тема: «Форма государства. Личность и государство».


  1. Формы правления, формы территориально-государственного устройства.

  2. Типология политических режимов.

  3. Признаки правового государства.

  4. Сущность политического процесса.

  5. Политическое участие, его типы. Политический статус, политическая роль личности.

  6. Функции, типы политических лидеров.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 10 стр.234-237, § 22 стр.241-244, § 24 стр. 262-268.

  2. Лекции № 22, 23.

  3. Ответить письменно на вопросы № 1, 3, к документу на стр.240 учебника.

  4. Найдите информацию о причинах и особенностях экстремистских форм политического участия.

Семинар № 11

Тема: «Участники политического процесса».


  1. Характеристика гражданского общества.

  2. Основные компоненты избирательной системы.

  3. Принципы демократических выборов, типы избирательных систем.

  4. Политические партии и движения, их классификация.

  5. Основные политические идеологии.

  6. Роль СМИ в политической жизни общества.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание § 22 стр.246-249, § 23 стр. 251-256.

  2. Лекции № 24, 25.

  3. Ответить устно на вопросы № 1, 2 к документу на стр.260-261.

  4. Подготовить сообщение о современных российских политических партиях.

Семинар № 12

Тема: Экономика как наука и хозяйство. Рынок.


  1. Экономика как наука и хозяйство

  2. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

  3. Разделение труда, специализация обмен. Рациональное поведение потребителя

  4. Рыночный механизм: спрос и предложение. Рыночное равновесие

  5. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 11 класс. § 1, стр.6-9; § 3, стр.29-36; §4, стр.43-45; §11, стр.125-129.

  2. Лекции № 8, 9.

  3. Выполнить задание № 2 на стр.15 учебника (заполнить таблицу «Разделы экономической науки»)

  4. Ответить письменно на вопросы 1, 2, 3 к документу на стр.132-133.
Семинар № 13

Тема: «Роль фирм и государства в экономике».


  1. Издержки производства, прибыль.

  2. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ, источники финансирования бизнеса.

  3. Основы менеджмента и маркетинга.

  4. Экономические функция государства, механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

  5. Государственный бюджет.

  6. Функции, виды налогов.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 4, стр.45-51, § 5, стр. 53-59, § 6, § 7.

  2. Лекции № 10, 11.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2, 3, 4 на стр.53.
Семинар № 14

Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица.»


  1. Основные макроэкономические показатели.

  2. Экономический рост, его типы, фазы экономического цикла.

  3. Рынок труда.

  4. Виды безработицы.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 1, стр. 10-13, § 2, § 9.

  2. Лекция № 12.

  3. Устно ответить на вопросы к документу на стр. 26-27.

  4. С помощью СМИ найдите данные об уровне безработицы в Брянской области и в России. Сравните эти показатели, сделайте вывод.

Семинар № 15.

Тема: «Деньги, банки, инфляция. Мировая экономика».


  1. Деньги. Банковская система.

  2. Инфляция, ее виды, социальные последствия.

  3. Результаты рыночных реформ в РФ.

  4. Мировая экономика.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 8, 10.

  2. Лекция № 13.

  3. Подготовить доклад об экономической политике РФ.

  4. С помощью § 10 учебника найти материал о внешнеторговой политике современных государств.

Семинар № 16.

Тема: «Правовое регулирование общественных отношений».


  1. Понимание права. Признаки, функции права

  2. Правовые и моральные нормы

  3. Система права

  4. Понятие, виды форм права

  5. Виды, действие нормативно-правовых актов. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ

  6. Правоотношения и правонарушения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §25, 26, 27

  2. Лекции № 26, 27

  3. Ответить письменно на вопросы № 5, 6 к документу на стр.282 и на вопрос № 2 к документу на стр.294

  4. Устно выполнить задание № 4 на стр.305 учебника
Семинар № 17.

Тема: «Основы конституционного права».


  1. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ

  2. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ

  3. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ

  4. Экологические права человека

  5. Воинская обязанность гражданина в РФ

  6. Права и обязанности налогоплательщика

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», § 20, 21

  2. Лекции № 28, 29

  3. Выполнить задания № 1 и № 2 на стр.234-235 учебника 11 кл.
Семинар № 18.

Тема: «Гражданское право и семейное право».


  1. Основные элементы гражданских правоотношений. Имущественные и неимущественные права

  2. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

  3. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Правомерные и неправомерные действия членов семьи.

  4. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов

  5. Права и обязанности детей и родителей

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §22, 23.

  2. Лекции № 30, 31

  3. Выполнить задание № 1на стр.258 учебника, задания № 1, 2 на стр.270

  4. Ответить на вопросы к документу на стр.258 учебника 11 кл.

Семинар № 19.

Тема: «Трудовое право и трудовые правоотношения».


  1. Субъекты трудового права

  2. Порядок приема на работу

  3. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения

  4. Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения

  5. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28, стр.310-312, 11 класс, §24

  2. Лекция № 32

  3. Выполнить письменно задание № 1 и устно задание № 3на стр.283 учебника «Обществознание, 11 класс»

  4. Прочитать статьи № 21 и 22 Трудового кодекса РФ об основных правах и обязанностях участников трудовых отношений
Семинар № 20.

Тема: «Административное право. Уголовное право».


  1. Административное право и административные правоотношения

  2. Состав преступления. Виды преступлений

  3. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

  4. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28 стр.307-309, 11 класс - §27 стр.308-312

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задание № 4 в учебнике 11 класса, стр.350-351
Семинар № 21.

Тема: «Международное право».


  1. Принципы, источники современного международного права

  2. Защита прав и свобод человека средствами ООН

  3. Европейская система защиты прав человека

  4. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §28

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задания № 1 и № 4 на стр.328 учебника 11 класса.

Похожие статьи