Укажите название сборника наставлений для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, созданного в XVI в. Черты сходства Из сочинения историка

Экзамен на промежуточной аттестации по истории для 9 класса.

Вариант 910

Часть 1

При выполнении заданий 1–22 запишите в поле ответа одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. В каком году произошло крещение Руси?

1) 945 г. 2) 972 г. 3) 980 г. 4) 988 г.

2. Как на Руси в XIII–XIV вв. называли представителей ордынского хана – сборщиков дани с русских земель?

1) тысяцкий 2) баскак 3) численник 4) темник

3. Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

2) экономическое разорение страны

3) формирование сословно-представительной монархии

4) учреждение патриаршества

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите город, где произошли описанные события.

«8 февраля 1238 г. монголы сделали решительный приступ. По примету, или набросанному в ров хворосту, они влезли на городской вал у Золотых ворот и вошли в новый, или внешний, город. В то же время со стороны Лыбеди они вломились в него через Медные и Ирининские ворота, а от Клязьмы – через Волжские. Внешний город был взят и зажжён. Князья Всеволод и Мстислав с дружиной удалились в Печерный город, т.е. в кремль. А епископ Митрофан с великой княгиней, её дочерьми, снохами, внучатами и многими боярынями заперлись в соборном храме Богородицы на полатях, или хорах. Когда остатки дружины с обоими князьями погибли и кремль был взят, монголы выломали двери Успенского собора, разграбили его, забрали дорогие сосуды, кресты, ризы на иконах, оклады на книгах; потом натаскали лесу в церковь
и около церкви, и зажгли».

1) Киев 2) Владимир 3) Москва 4) Новгород

5. 1807 и 1892 гг. объединены в истории России

1) проведением военных реформ

2) крупнейшими сражениями русско-турецких войн

3) заключением договоров с Францией

4) началом строительства магистральных железных дорог

6. Как назывались крестьяне, временно уходившие с разрешения помещиков на заработки в города?

1) приписные 2) отходники 3) оброчные 4) батраки

7. Одним из последствий восстания под предводительством Е.И. Пугачёва стало

1) прекращение деятельности Уложенной комиссии

2) проведение губернской реформы

3) введение бессрочного сыска беглых крестьян

4) проведение секуляризации церковных земель

8. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите место сражения, о котором идёт речь.



«Вот тут-то и последовало важное событие. Постигнув намерение маршалов и видя грозное движение французских сил, князь Багратион замыслил великое дело. Приказания отданы, и всё левое крыло наше по всей длине своей двинулось с места и пошло скорым шагом в штыки. Русская атака была отброшена, и Даву отвечал контратакой. Французские гренадеры 57-го полка с ружьями наперевес, не отстреливаясь, бросились на флеши. Они не отстреливались, чтобы не терять момента, и русские пули косили их. “Браво, браво!” – с восторгом перед храбростью врага крикнул навстречу 57-му полку князь Багратион. Град картечи ударил с французской батареи в русских защитников флешей. В этот момент в Багратиона попал осколок ядра…»

1) Аустерлиц 2) Бородино 3) Малоярославец 4) Смоленск

9. Кто из перечисленных лиц был славянофилом?

1) С.М. Соловьёв 2) А.С. Хомяков 3) Н.П. Огарёв 4) А.И. Герцен

10. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый - это

1) военные специалисты, приглашённые на службу Борисом Годуновым

2) путешественники, оставившие записки о Московском государстве

3) руководители отрядов интервентов в годы Смуты

4) зодчие, возводившие соборы Московского Кремля



11. Сепаратный мирный договор, следствием заключения которого стал выход России из Первой мировой войны, был подписан в

1) 1914 г. 2) 1917 г. 3) 1918 г. 4) 1920 г.

12. Что из названного относится к политике «военного коммунизма»?

1) разрешение свободы торговли

2) разрешение аренды земли и найма рабочей силы

3) всеобщая трудовая повинность

4) введение платы за проезд на общественном транспорте

13. Что из перечисленного являлось одной из причин принятия советским руководством курса на коллективизацию сельского хозяйства?

1) недовольство крестьян политикой продразвёрстки

2) необходимость укрепления технической базы индивидуальных крестьянских хозяйств

3) обеспечение опережающего в сравнении с промышленностью развития сельского хозяйства

4) стремление найти средства для финансирования индустриализации

14. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу в годы Великой Отечественной войны защитников города

1) Москвы 2) Севастополя 3) Ленинграда 4) Сталинграда

15. Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и укажите его фамилию.

«Вот и фельдмаршал Монтгомери. Обмениваемся крепкими рукопожатиями и поздравлениями с победой. Англичане строго соблюдают ритуал. Гремит орудийный салют, застыли шеренги почётного караула. А после церемонии завязалась оживлённая беседа. Наши и британские генералы и офицеры втягиваются в общий разговор. Ведётся он и через переводчиков, и без них. Монтгомери держится непринуждённо; видно, и ему передалось общее настроение. Конечно, не обошлось без фотографов, художников, корреспондентов; их, я бы сказал, было слишком много. Удивляться, пожалуй, этому нечего. Ведь это была первая встреча военачальников двух союзных армий после четырёхлетней кровавой войны с общим врагом – фашистской Германией».

1) Н.Ф. Ватутин 2) Д.Г. Павлов 3) И.Д. Черняховский 4) К.К. Рокоссовский

16. Какая из перечисленных должностей появилась в период «перестройки» в СССР?

1) Председатель Государственной Думы РФ

2) Председатель Совета Федерации

3) Председатель Президиума Верховного Совета СССР

4) Президент РСФСР

17. На XX съезде КПСС

1) было принято решение об аресте Л.П. Берии

2) был отстранён от занимаемой должности Н.С. Хрущёв

3) было принято решение о начале освоения целины

4) был подвергнут критике культ личности И.В. Сталина

18. Прочтите отрывок из Постановления Верховного Совета СССР и укажите десятилетие, когда оно было принято.

«1. Установить, что с 20 сентября <…> вся земля с её недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью СССР, то есть всенародным достоянием.

2. Образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую область с центром в городе Тойохара с включением её в состав Хабаровского края РСФСР».

1) 1930-е гг. 2) 1940-е гг. 3) 1950-е гг. 4) 1960-е гг.

19. Одним из предводителей крестьянского повстанческого движения в годы Гражданской войны был

1) С.М. Будённый 2) Н.И. Махно 3) М.В. Фрунзе 4) М.Н. Тухачевский

20. Рассмотрите схему и выполните задание.

В 1809 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой

1) I 2) II 3) III 4) IV

21. Укажите советского учёного, научная деятельность которого связана с разработкой первой советской атомной бомбы.

1) Н.И.Вавилов 2) И.В.Курчатов 3) А.Н. Туполев 4) К.А. Тимирязев

22. Рассмотрите изображение.

Событие, в честь которого выпущена данная юбилейная монета, произошло в правление князя

1) Игоря Рюриковича 2) Святослава Игоревича

3) Владимира Святославича 4) Ярослава Мудрого

Задания 23–30 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

23. Расположите исторические термины в хронологическом порядке их появления в российской истории . Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) мировой посредник

2) коллегии

3) просвещённый абсолютизм

4) жандарм

26. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Структура основных государственных расходов России и Германии
за 1895 г.(% в бюджете)

А Б В

27. Запишите термин, о котором идёт речь.

В пореформенной России название работы крестьян со своим инвентарём и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, деньги, продовольствие.

Ответ: ___________________

28. Сравните содержание внешней политики Петра I и Екатерины II . Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) участие главы государства в посольствах в Европу

2) борьба за выход к Чёрному морю

3) усиление позиций России на международной арене

4) борьба с революционным движением в Европе

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

31. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса, описанного в тексте. Назовите предшественника князя, о котором идёт речь в отрывке, на киевском престоле.

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием указанной ситуации.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

33. Крестьянин просил у помещика дать возможность выкупить отрезок, который крестьянин арендовал, отрабатывая арендную плату в хозяйстве помещика. Но помещик отказал в этой просьбе.

Выполните задания и ответьте на вопросы, связанные с данной исторической ситуацией:

1) Укажите годы, когда могла возникнуть данная ситуация.

2) Назовите реформу, проведённую правительством, которая могла сделать возможной такую ситуацию.

3) Почему помещику было выгодно отказать крестьянину?

34. Существует точка зрения, что система государственного управления России в конце первой четверти XVIII в. существенно отличалась от системы государственного управления в конце царствования Алексея Михайловича. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это отличие.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

Ответ:
8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом – это целые томы».

15

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой – из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

Ответ: ___________________________.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с Думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В Думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов… Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать
в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

В город, где жил рабочий, перестал поступать хлеб, так как государство в рамках хлебной монополии не получало от крестьян нужного количества хлеба, который распределялся по карточкам в городах. Рабочий и его семья голодали. Вскоре в газетах он прочитал, что недавно образованное советское правительство предлагает рабочим самим, своими силами решать продовольственный вопрос. По призыву местного городского совета рабочий вступил в отряд для того, чтобы искать и забирать хлеб у богатых крестьян.

1. Укажите год, когда были созданы первые отряды, в один из которых вступил рабочий.

2. Чем можно объяснить тот факт, что крестьяне не хотели сдавать хлеб государству?

3. Какое название получили отряды, в один из которых вступил рабочий?

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Начало "холодной войны"». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с началом «холодной войны».

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 - вариант

Чаcть I.

1. Укажите характерную черту НЭПа:

1) отсутствие безработицы

2) наличие социального слоя предпринимателей

30 существование продразвёрстки

4) натурализация заработной платы

2. По Конституции СССР 1924 года верховным органом законодательной власти являлся:

1) Верховный Совет СССР 2) Совет народных комиссаров

3) Всесоюзный съезд Советов 4) Центральный исполнительный комитет

3. Что стало одним из последствий хлебозаготовительного кризиса 1927 годов?

1) свёртывание НЭПа

2) провозглашение курса на строительство социализма в одной стране

3) проведение денежной реформы

4) провозглашение политики «красного террора»

4. Что стало одной из причин свёртывание НЭПа?

1) невозможность вывести экономику страны на основе НЭПа на уровень 1913 года

2) несоответствие НЭПа идеологическим установкам большевиков

3) восстание моряков Кронштадта против социально-экономической политики, проводимой большевиками

4) массовые крестьянские выступления с требованиями проведения сплошной коллективизации

5. Кто из перечисленных политических деятелей входил в состав Новой оппозиции, созданной в 1925 году?

1) Н. И. Бухарин 2) Л. Д. Троцкий 3) В. М. Молотов 4) Г. Е. Зиновьев

6. Что из перечисленного было следствием проведения НЭПа?

1) ликвидация большевистской монополии на власть

2) достижение показателей довоенной Российской империи в области промышленного производства

3) ликвидация государственной монополии внешней торговли

4) установление экономической блокады России капиталистическими странами

7 . Что из перечисленного не относится к чертам политического развития в 1920-х гг.

1) сращивание государственного и партийного аппарата

2) развитие многопартийности

3) внутрипартийная борьба

4) утверждение однопартийной политической системы

8 . Первая международная конференция, в которой участвовали представители Советской России, произошла в городе

1) Лондоне 2) Париже 3) Генуе 4) Вашингтоне

9. План, предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на основе принципа автономизации, был разработан:

1) И. В. Сталиным 2) В. И. Лениным

3) Л. Б. Каменевым 4) Н. И. Бухариным

10. Что из перечисленного являлось причиной образования СССР?

1) хозяйственное единство и взаимозависимость районов бывшей Российской империи

2) необходимость восстановления Российского государства в размерах империи

3) стремление национальных окраин к восстановлению единого государства

4) заинтересованность иностранных государств в торговом сотрудничестве с крупным государством

Часть II .

11. - 1 балл

Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству, называется _______________ .

12. Ниже при-ве-ден перечень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к со-бы-ти-ям 1917-1921 гг. Най-ди-те и за-пи-ши-те термины, от-но-ся-щие-ся к дру-го-му историческому периоду. - 2 балла

1) Совнарком

2) ра-бо-чий контроль

3) коллективизация

4) во-ен-ный коммунизм

5) индустриализация

6) продразверстка

13. Какие три из пе-ре-чис-лен-ных по-ло-же-ний легли в 1922 г. в ос-но-ву До-го-во-ра об об-ра-зо-ва-нии Союза Со-вет-ских Со-ци-а-ли-сти-че-ских Республик? Запишите в таб-ли-цу цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) законодательное за-креп-ле-ние пре-иму-ществ рус-ской нации в со-юз-ном государстве

2) отказ от раз-ра-бот-ки общей со-юз-ной Конституции

3) передача пол-но-мо-чий по обо-ро-не стра-ны со-юз-но-му центру

4) равенство всех со-юз-ных республик

5) сохранение за рес-пуб-ли-ка-ми пол-ной са-мо-сто-я-тель-но-сти в про-ве-де-нии внеш-ней политики

6) существование еди-ной де-неж-ной единицы

14. -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) образование СССР

Б) переименование ВКП(б) во Всесоюзную коммунистическую партию

В) смерть В.И. Ленина

Г) декрет о концессиях

Д) создание Коминтерна

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и сферой их деятельности: -2 балла

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) М. И. Цветаева

Б) М. М. Тихвинский

В) И. И. Бродский

Г) И. Д. Шадр

Д) В. Е. Татлин

1) наука

2) музыка

3) киноискусство

4) литература

5) архитектура

6) художественная культура

7) скульптура

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто про-ти-во-ре-чи-вые точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

Внешняя политика СССР в 20-е годы XX века была направлена на мирное сосуществование с мировыми державами .

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её . При из-ло-же-нии ар-гу-мен-тов обя-за-тель-но ис-поль-зуй-те ис-то-ри-че-ские факты. - 4 балла

Ответ за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Критерии оценки:

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 - вариант

Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл - итого 10 баллов)

1. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к новой экономической политике?

1) недовольство крестьян действиями продотрядов

2) негативное влияние иностранных концессий на развитие советской экономики

3) недовольство горожан повышением платы за коммунальные услуги

4) начало Гражданской войны

2. Что из перечисленного явилось следствием денежной реформы 1920-х гг.?

1) гиперинфляция

2) появление в России твёрдой конвертируемой валюты

3) снижение роли денег в экономике

4) передача функций Государственного банка частным банкам

3. Решение о замене продразвёрстки продналогом было принято:

1) Учредительным собранием 2) X съездом РКП(б)

3) II Всероссийским съездом Советов 4) I Всесоюзным съездом Советов

4. Одним из лозунгов восстания матросов в Кронштадте в 1921 году был:

1) «Вся власть комбедам» 2) «Долой Советы»

3) «За Советы без коммунистов» 4) «Долой министров-капиталистов»

5. Рапалльский договор был заключён между Советской Россией и...:

1) Англией 2) Австрией 3) Германией 4) Францией

6. И. В. Сталин смог стать лидером партии и государства, так как:

1) других кандидатов на эту роль не было

2) это было прямое указание В. И. Ленина

3) к 1924 году он стал признанным лидером международного рабочего и коммунистического движения

4) он умело использовал разногласия между видными деятелями партии

7 . Главное содержание советской внешней политики в 1920-е гг. составляло стремление:

1) к преодолению дипломатической изоляции

2) к созданию единого антифашистского блока

3) к разрыву отношений с капиталистическими странами

4) к конфронтации с Германией и Японией

8 . Что из перечисленного относится к периоду, известному под названием «полоса признания СССР»?

1) создание Коминтерна

2) подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола к нему

3) исключение СССР из Лиги Наций

4) установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией

9. Что из названного относится к результатам экономических реформ в период НЭПа?

1) установление продовольственной диктатуры в деревне

2) восстановление денежного обращения в стране

3) создание сети частных акционерных банков

4) отмена государственной монополии внешней торговли

10. Что было одной из причин (предпосылок) образования СССР?

1) существование экономических связей между территориями бывшей Российской империи

2) начало массовой коллективизации

3) результаты референдума о создании СССР

4) заключение Брест-Литовского мирного договора

Часть II .

11. Напишите пропущенное понятие (термин). - 1 балл

Государственный орган, осу-ществ-ляв-ший общегосударственное планирование раз-ви-тия на-род-но-го хо-зяй-ства СССР и кон-троль за вы-пол-не-ни-ем на-род-но-хо-зяй-ствен-ных планов, со-здан-ный в на-ча-ле 1920-х гг., на-зы-вал-ся ________________ СССР.

12. Ниже приведён пе-ре-чень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к событиям, явлениям, про-ис-хо-див-шим в СССР в 1920-е гг.- 2 балла

1) «скоростники»

2) хозрасчёт

3) золотой червонец

4) биржа труда

5) концессии

6) стахановцы

13 . Какие из перечисленных положений относятся к новой экономической политике Запишите в ответ соответствующие цифры. - 2 балла

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

14. Установите соответствие между событиями и датами: -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) принятие первой Конституции СССР

Б) Генуэзская конференция

В) переход к НЭПу

Г) создание Российской ассоциации пролетарских писателей

Д) начало крестьянских выступлений

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристикой: -2 балла

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

«Введение нэпа в 1921 г. было при-зна-ни-ем боль-ше-ви-ка-ми по-ра-же-ния по-пыт-ки фор-си-ро-ван-но-го по-стро-е-ния коммунизма, от-ступ-ле-ни-ем назад, к капитализму».

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её. - 4 балла

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

_____________________________________________________________________________

Критерии оценки:

23-20 б. - «5» 19-15 б. - «4» 14- 10 б. - «3» менее 10 б. - «2»

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

КЛЮЧ

п/п

1 - вариант

2 - вариант

Чаcть I - 10 баллов

2

1

3

2

1

2

2

3

4

3

2

4

2

1

3

4

1

2

1

1

Чаcть II

11 - 1 б.

концессия

госплан

12- 2 б .

35

16

13 - 2 б .

346

246

14 - 2 б.

47621

64372

15 - 2 б.

41675

64127

16 - 4 б .

Аргументы за:

1. СССР стремился установить тесные экономические связи с различными странами мира, приглашая западных бизнесменов к сотрудничеству.

2. В 20-ееггг все международные конфликты СССР стремился разрешить дипломатическими мирными способами.

Аргументы против:

1. Деятельность Коминтерна, руководимая СССР, была направлена на подготовку к мировой революции.

2.СССР активно разжигал антибританские отношения в азиатских странах.

Правильный ответ дол-жен со-дер-жать аргументы.

1) в подтверждение, например:

Нэп при-вел к воз-вра-ще-нию част-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства производства;

При нэпе обост-ри-лось со-ци-аль-ное неравенство;

Введение нэпа не было за-пла-ни-ро-ван-ным шагом, а про-ис-хо-ди-ло под вли-я-ни-ем мас-со-во-го не-до-воль-ства по-ли-ти-кой «военного коммунизма»;

Нэп как по-ра-же-ние или от-ступ-ле-ние оце-ни-ва-ли мно-гие боль-ше-ви-ки (в том числе и Ленин — «отступление завершено»);

2) в опровержение, например:

Вся по-ли-ти-че-ская власть оста-ва-лась в руках пар-тии большевиков, ко-то-рая не со-би-ра-лась от-ка-зы-вать-ся от идеи по-стро-е-ния социализма: — в рас-по-ря-же-нии го-су-дар-ства оста-ва-лись круп-ные предприятия, же-лез-но-до-рож-ный транс-порт и недра («командные вы-со-ты социализма»);

Сохранялась го-су-дар-ствен-ная мо-но-по-лия внеш-ней торговли;

Существовали серьёзные огра-ни-че-ния для част-но-го предпринимательства;

Не была вос-ста-нов-ле-на част-ная соб-ствен-ность на землю;

В годы нэпа раз-ви-ва-лись раз-ные формы кооперации, счи-тав-ши-е-ся про-яв-ле-ни-ем со-ци-а-ли-сти-че-ской экономики.

Критерии оценки:

23-20 б. - «5»

19-15 б. - «4»

14- 10 б. - «3»

менее 10 б. - «2»

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) начало правления Бориса Годунова 2) начало регентства царевны Софьи

3) начало царствования Алексея Михайловича 4) свержение Василия Шуйского

8.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.

«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI "Суд о крестьянах" удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

9.Что из перечисленного было следствием крещения Руси?

3) войны Руси с половцами 4) разгром Хазарского каганата

Ограничение срока перехода крестьян от одного землевладельца к другому правилом Юрьева дня было впервые закреплено

1) Русской Правдой2) Судебником Ивана III3) Судебником Ивана IV4) Соборным уложением

Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Александра Невского 2) Ивана Калиты 3) Дмитрия Донского 4) Василия III

12.Что из перечисленного было следствием «стояния» на реке Угре в 1480 г.?

1) установление зависимости Руси от Орды

2) начало возвышения Москвы в качестве центра русских земель

3) освобождение Руси от ордынской зависимости

4) ликвидация политической раздробленности Руси

Укажите архитектурный памятник, сооружение которого относится ко времени правления Ивана III.

1) Софийский собор в Новгороде 2) Золотые ворота во Владимире

3) церковь Вознесения в Коломенском 4) краснокирпичный Московский Кремль

Укажите название сборника наставлений для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, созданного в XVI в.

1) «Четьи минеи» 2) «Домострой» 3) «Хронограф» 4) «Юности честное зерцало»

15. В каком из перечисленных сражений противником русского войска было шведское войско?

1) Невская битва2) Ледовое побоище 3) битва на реке Калке4) битва на реке Сити

16. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ СОБЫТИЯ

А) Иван Калита 1) подавление антиордынского восстания в Твери

Б) Дмитрий Донской 2) строительство белокаменного кремля в Москве

В) Юрий Долгорукий 3) победа над Дмитрием Шемякой

4) первое упоминание о Москве в летописи

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

17.Установите соответствие между событиями, явлениями XVII в. и историческими лицами, деятельность которых связана с этими событиями, явлениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ XVII в. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

А) отмена местничества 1) царь Фёдор Алексеевич

Б) освобождение Москвы от польских интервентов 2) патриарх Никон

В) церковная реформа 3) Дмитрий Пожарский

4) Иван Болотников

18.Что из перечисленного относится к особенностям устройства Новгородской земли в период с 1130-х по 1470-е гг.? Выберите две особенности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Князь возглавлял городскую администрацию.

2) Власть князя передавалась по наследству, но была ограничена сильным боярством.

3) Верховной властью обладало вече. 4) Князя приглашало народное собрание.

5) Князь являлся крупным земельным собственником в Новгородской земле.

19 Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

2) экономическое разорение страны

3) формирование сословно-представительной монархии 4) учреждение патриаршества

| следующая лекция ==>

Похожие статьи